Новости отрасли

 

21.04.2017
"Если с 1 января 2018 года информация не размещена в ГИС ЖКХ, человек получает право не платить за услуги до тех пор, пока эта информация не будет размещена в системе. Мы вводим экономическую мотивацию - нет информации, нет денег"...

Государственная информационная система ЖКХ создается Минкомсвязи совместно с Минстроем РФ

Россиянам с 2018 года разрешат на законных основаниях не оплачивать коммунальные услуги в том случае, если их управляющая компания не разместила необходимую информацию в Государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Об этом сообщил журналистам в кулуарах Красноярского экономического форума (КЭФ-2017) заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.

"Если с 1 января 2018 года информация не размещена в ГИС ЖКХ, человек получает право не платить за услуги до тех пор, пока эта информация не будет размещена в системе. Мы вводим экономическую мотивацию - нет информации, нет денег", - сказал Евраев.

Кроме того, по его словам, если компания не разместит данные в системе, ее привлекут к административной ответственности. В первый раз за несвоевременное предоставление информации виновным будет выдано предупреждение, а в дальнейшем предусмотрен штраф в размере 30 тыс. рублей для управляющих компаний и 200 тыс. рублей - для ресурсоснабжающих организаций.

Электронная информационная система ГИС ЖКХ создается Минкомсвязи совместно с Минстроем РФ для мониторинга состояния расчетом между участниками сферы ЖКХ, а также получения информации об объектах жилого фонда и связанных с ними программах в режиме реального времени. Она также предоставит возможность оплачивать коммунальные услуги и формировать реестр управляющих компаний.

Красноярский экономический форум открылся накануне и завершится 22 апреля. Его главная тема - "Российская экономика: повестка 2017-2025". ТАСС является стратегическим информационным партнером форума.

 

ТАСС

14.04.2017
Представители энергосбытового сообщества обсудили широкий круг практических вопросов применения новых правил в жилищно-коммунальном хозяйстве, введенных постановлением Правительства № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»...

Представители энергосбытового сообщества обсудили широкий круг практических вопросов применения новых правил в жилищно-коммунальном хозяйстве, введенных постановлением Правительства № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Первая часть круглого стола была посвящена отдельным аспектам реализации электроэнергии собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах. С 1 января 2017 года введена обязанность собственников нежилых помещений заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры ресурсоснабжения в письменной форме. При отсутствии у таких собственников договоров с РСО, объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, определяется расчетными способами (как для случаев бездоговорного потребления). Заместитель председателя правления Ассоциации ГП и ЭСК по развитию Ольга Селляхова представила примерный алгоритм взаимодействия с управляющей организацией (ТСЖ, ЖК) и собственниками нежилых помещений в МКД при переходе последних на «прямые» договоры с РСО.

Участники круглого стола также рассмотрели разные случаи применения повышающих коэффициентов для расчета платы за электрическую энергию по договору энергоснабжения (при отсутствии прибора учета, при несанкционированном вмешательстве в его работу и иных случаях), обсудили порядок использования средств, полученных при применении повышающих коэффициентов, а также вопросы исчисления налогов при реализации коммунальных услуги и ресурсов с такими коэффициентами.

Важной темой обсуждения стали проблемы, вызванные ограничением платы за общедомовые нужды стоимостью нормативного потребления, в том числе неоплата «сверхнормативного» объема коммунальных услуг на ОДН, учета операций по реализации сверхнормативного объема коммунальных услуг на ОДН в целях налогообложения. Для снижения рисков предъявления налоговыми органами требований о доначислении налога на прибыль и НДС на стоимость «сверхнормативного» объема ОДН, фактически поставленного потребителю, но не предъявленного к оплате, предлагается включить в форму платежного документа дополнительную графу, отражающую разницу между начисленной платой за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитанной в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, и стоимостью фактического объема потребления.

Постановлением Правительства № 1498 с 1 января 2017 г. упрощен порядок уведомления потребителя-должника о введении ограничения энергоснабжения. Участники мероприятия рассмотрели особенности ограничения поставок ресурсов потребителям-должникам в МКД (в частности, в нежилом помещении), а также обменялись мнениями о решении проблемы компенсации затрат на введение ограничения энергоснабжения (и его возобновления) в отсутствие установленного на уровне Правительства Российской Федерации порядка оплаты таких расходов и определения их размера .

Кроме того, в ходе круглого стола обсуждались вопросы, связанные с правовым регулированием потребления коммунальных ресурсов в подземных паркингах (предлагается определить правовой статус собственников машино-мест в МКД по аналогии со статусом собственников комнат в коммунальной квартире), а также взаимоотношения гарантирующих поставщиков с управляющей организацией (ТСЖ, ЖК) по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме.

 

сайт Ассоциации ГП и ЭСК

14.04.2017
Как выяснил "Ъ", Минэнерго и Минэкономики разработали два законопроекта по выводу с энергорынка неэффективной, но необходимой системе генерации, за работу которой потребителям приходится сильно переплачивать...

Как выяснил "Ъ", Минэнерго и Минэкономики разработали два законопроекта по выводу с энергорынка неэффективной, но необходимой системе генерации, за работу которой потребителям приходится сильно переплачивать. Минэнерго предлагают заключать с сетевыми компаниями прямые договоры на отсоединение неэффективных мощностей, Минэкономики хочет выставлять вывод генерации на конкурсы. Но в таких конкурсах, по мнению участников рынка, будут побеждать те же электросети. Потребители выступают против новых схем, считая, что они создают для них лишь новый нерыночный платеж.

Минэнерго и Минэкономики разработали механизмы вывода нерентабельной (вынужденной) генерации в энергетике. Работа таких станций на оптовом энергорынке (ОРЭМ) не окупается, но закрыть их нельзя, поскольку они работают на теплоснабжение или нужны для надежности энергосистемы. В 2016 году мощность такой генерации составила 15,27 ГВт: 6,43 ГВт вынужденных по теплу, 8,84 ГВт — по электричеству. Для них устанавливаются повышенные тарифы на мощность, которые в 2016 году, по оценке Натальи Пороховой из АКРА, на 90% превысили рыночные цены на мощность в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал — 213,2 тыс. руб. за 1 МВт в месяц,) и на 35% — во второй ценовой зоне Сибири (258,7 тыс. руб.). Законопроекты обоих министерств внесены в правительство, но окончательное решение не принято.

Сейчас электростанции ограничили в сроке получения вынужденного тарифа: два года для электрогенерации, три года для теплогенерации. Но правила энергорынка не вводят жестких обязательств по замещению неэффективной генерации, и затем генкомпании обычно возвращаются за повышенным тарифом. Создать механизм, стимулирующий вывод такой мощности, регуляторы пытаются с начала десятилетия, но безуспешно.

Концепция Минэкономики меняет процедуру. Если станцию нельзя закрыть, то ее принудительно выставляют на продажу, новый собственник обязан в течение некоторого периода обеспечить ее работу на рыночных условиях. Если оферта не реализуется, то генкомпания объявляет конкурс на проведение замещающих мероприятий.

Это право, скорее всего, будут получать сетевые компании, считают на рынке, поскольку, кроме них и "Системного оператора ЕЭС" (СО), больше никто не обладает информацией о точном объеме необходимых мероприятий. "Проведение открытого конкурса позволит снизить стоимость замещающих мероприятий и нагрузку на потребителей",— сообщили "Ъ" в Минэкономики.

Минэнерго, напротив, предлагает заключать договор на технологическое отсоединение (замещение) с сетями без конкурса — процедура проводится за счет собственника станции. Эти затраты компенсируются в рамках тарифа, устанавливаемого для выводимого объекта, пояснили "Ъ" в Минэнерго. Источник "Ъ" в генерации отмечает, что вывод старой станции обходится в 20-30% от стоимости аналогичной новой генерации. Также Минэнерго предлагает снять ограничение на срок вывода объекта.

Обе концепции не устраивают потребителей. По словам директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева, обе схемы для компенсации замещающих мероприятий в сетевом комплексе создают новый платеж со сложными нерыночными и непрозрачными механизмами, схожими с договорами поставки мощности (гарантируют возврат инвестиций за счет повышенного платежа потребителей). "Но проблема может быть решена проще и дешевле,— считает он.— Достаточно на уровне правительства закрепить ответственность СО за своевременную реализацию замещающих мероприятий в рамках инвестпрограмм сетей". В "Россетях" подчеркнули, что в законе необходимо регламентировать процедуру вывода мощностей и определить источники финансирования для сетевых компаний. Но в Минэнерго считают: расходы потребителей не вырастут, так как сначала будет производиться оценка, что дешевле — строительство или модернизация сетей либо продолжение работы генерации.

Руководитель центра компетенций "Интер РАО" по торгам на ОРЭМ Александра Панина полагает, что проект Минэкономики не раскрывает источник финансирования замещающих мероприятий и ограничивает цену мощности для вынужденного генератора ценой КОМ (рыночная цена мощности), которой не хватает для возмещения затрат. В концепции Минэнерго четко не закреплено, за счет чего собственник компенсирует затраты на оборудование в период запрета на вывод, добавила она. В ассоциации "Совет производителей энергии" отмечают, что обязанность по разработке и согласованию замещающих мероприятий "с наименьшей совокупной стоимостью" должна лечь на СО. "При этом компенсация расходов СО, в том числе на оплату услуг третьих лиц, должна учитываться в тарифе на его услуги",— говорит глава ассоциации Игорь Миронов. Дмитрий Стапран из PwC замечает, что регламентация вывода из эксплуатации, запрета на вывод и определение источников компенсации затрат в любом случае дают большую определенность для генкомпаний и будут способствовать выводу неэффективной генерации.

 

Коммерсант

12.04.2017
В ходе своего выступления глава энергетического ведомства рассказал о достижениях во всех отраслях ТЭК...

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак выступил с докладом на «Правительственном часе» Пленарного заседания Совета Федерации. В ходе своего выступления глава энергетического ведомства рассказал о достижениях во всех отраслях ТЭК. «Несмотря на действие секторальных санкций, сложностей с привлечением финансовых ресурсов и еще более низких, чем в прошлые годы, цен на нефть и газ, ТЭК обеспечил приток инвестиций в экономику, продолжил внедрение отечественных технологий и оборудования, сохранил лидирующие позиции на мировых рынках», - отметил Александр Новак. Так, общий объем инвестиций в ТЭК превысил 3,67 триллионов рублей. Доля нефтегазовых доходов в бюджете страны по итогам года составила 38%. Рост нефтяных цен в первом квартале этого года обеспечил увеличение доли нефтегазовых доходов до 50%».

Министр энергетики отметил, что в нефтедобыче по итогам прошлого года был поставлен национальный рекорд - 547,5 миллионов тонн. Удалось переломить негативный тренд по сокращению добычи и в газовой отрасли, впервые за несколько лет добыча выросла на 1% до 640 млрд куб. м.

Александр Новак отметил совместную работу с Министерством финансов по стимулированию нефтедобычи. «Ведомствами был разработан законопроект по НДД, который вводит систему налогообложения, учитывающую реальную себестоимость разработки месторождения. Стимулирование разработки зрелых месторождений посредством НДД или дополнительных льгот по НДПИ поможет предотвратить падение добычи, существенно увеличит инвестиции в добычу и приведет к росту бюджетных поступлений, в том числе – в региональные бюджеты», - сказал Министр. По оценкам Минэнерго, введение НДД позволит вовлечь в разработку порядка 5 млрд т нефти к 2025 году.

В числе приоритетных задач Министерства глава ведомства выделил газификацию Российской Федерации. «С начала реализации программы уровень газификации вырос с 53,3 до 67,2%. Газифицировано 3 687 населенных пунктов, 815 тыс квартир и домовладений, построено 30 тыс км межпоселковых газопроводов», - привел данные Александр Новак.

Министр отдельно выделил совместную работу с членами Совета Федерации над законопроектом «О теплоснабжении». Он отметил, что уже на начальной стадии обсуждения мы смогли согласовать редакции по 22 поправкам, поступившим от членов Совета Федерации. В заключении выступления Александр Новак поблагодарил Совет Федерации за традиционно большое внимание к вопросам развития топливно-энергетического комплекса и за инициативу проведения «Правительственного часа».

 

сайт Минэнерго

16.03.2017
Как стало известно, Минэнерго России совместно с Минстроем и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) приступили к разработке поправок, которые позволят создать нормативную базу для внедрения «умных» приборов учёта электроэнергии и воды...

Как стало известно, Минэнерго России совместно с Минстроем и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) приступили к разработке поправок, которые позволят создать нормативную базу для внедрения «умных» приборов учёта электроэнергии и воды. Соответствующий пункт был внесён в проект дорожной карты по развитию российских информационно-телекоммуникационных технологий в феврале по предложению Минэнерго. Сроки и принудительность внедрения счётчиков, обеспечивающих дистанционный контроль, пока не определены. Новые технологии облегчат жизнь и потребителям, и сбытовым компаниям. Однако по традиции камнем преткновения остаётся вопрос финансирования инноваций.

Минэнерго России совместно с Минстроем и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) к октябрю 2017 года должно подготовить поправки в законодательство, касающиеся внедрения приборов учёта электроэнергии и воды, обеспечивающих дистанционный сбор данных. Суть предложения Минэнерго – в применении электросчётчиков, обеспечивающих дистанционный сбор данных о потреблённом электричестве и воде. Дорожная карта не содержит детальных предложений, так что сроки и механизмы внедрения инноваций не ясны. Однако в целом инициативу поддерживают все заинтересованные стороны.

Выгодно всем

Сейчас клиенты энергосбытовых компаний самостоятельно фиксируют показания счётчиков. Для этого есть разные способы, в том числе новые – с использованием мобильных приложений для смартфонов, но в любом случае ответственность за ежемесячную передачу показаний приборов учёта лежит на людях. Основной плюс использования «умных» приборов для потребителей – это прекращение головной боли по ежемесячному съёму и передаче показаний, отмечают в «Энергосбыт Плюс» (объединяет сбытовые структуры группы «Т Плюс». – Прим. ред.). Это сэкономит время, а кроме того, люди прекратят получать корректирующие счета и будут оплачивать только то, что действительно потребили. «Также эта мера позволит навести порядок с так называемыми общедомовыми нуждами (ОДН). Ведь не секрет, что сейчас основной проблемой ОДН является неодномоментный съём показаний приборов учёта», – поясняют в «Энергосбыт Плюс».

Самим сбытам обычные счётчики тоже доставляют проблемы. Энергетики не имеют ясной картины потребления электричества, информации о состоянии приборов учёта, а также вынуждены содержать штат обходчиков – людей, которые регулярно обходят квартиры каждого клиента и сверяют данные с информацией, полученной от потребителей. Этого требует федеральное законодательство – постановление правительства о правилах предоставления коммунальных услуг. Технология дистанционного сбора показаний даст сбытам точные сведения о потреблении и корректном объёме полезного отпуска. Это позволит устранить хронические разногласия с территориальными сетевыми организациями, возникающие при отсутствии приборов учёта на вводах жилых домов. В случае повсеместного внедрения «умных» приборов учёта сбыты компании смогут экономить за счёт сокращения штата сотрудников. Кроме того, значительно проще будет контролировать техническое состояние приборов учёта и режимов их работы. Отсутствие переданных данных однозначно просигнализирует, что что-то не так, например, что электросчётчик вышел из строя или был похищен. «Использование приборов учёта с дистанционной передачей данных в целом позволит получить картину реального состояния основных фондов ЖКХ», – отмечают в НП «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» (НП ГП и ЭСК).

Варианты есть

Просто установкой «умных» счётчиков внедрение инновационных технологий не ограничивается. Необходимо выстроить всю систему передачи данных. О наиболее перспективных технологиях для обеспечения дистанционного сбора показаний шёл разговор в феврале на техническом совете ПАО «Мосэнергосбыт», в котором приняли участие крупнейшие производители систем и приборов учёта. Фиксируемые показания могут передаваться в единый центр разными способами: по проводным или беспроводным каналам связи, напрямую на сервер или через специальные устройства сбора и передачи данных, отмечают в «Мосэнергосбыте». В зависимости от выбранных решений будет складываться суммарная стоимость программы в каждом конкретном случае. Сейчас в ПАО «Мосэнергосбыт» изучают все варианты для выбора оптимального способа, сообщил «Перетоку» представитель компании. Расходы можно снизить, например, остановившись на более бюджетном варианте, предполагающем дистанционное считывание показаний не в постоянном режиме, а по самостоятельному запросу контролёра, отмечают в НП ГП и ЭСК.

Вместе с тем у предложения регуляторов законодательно закрепить ввод новых приборов учёта есть риски. В энергосбытовых компаниях считают, что при разработке деталей важно придать процессу постепенный характер. Прежде всего необходимо ввести запрет на установку обычных приборов на новых объектах, а также перестать менять неисправные и подлежащие замене счётчики на аналогичные.

«Внедрение продвинутых приборов учёта целесообразно начать в домах, где у большей части приборов учёта истёк срок межповерочного интервала. То есть необходимо создать соответствующую инфраструктуру. И делать это лучше всего централизованно», – подчёркивают в «Мосэнергосбыте».

Кроме того, одной дистанционной передачи данных недостаточно, иначе велики риски создать систему, которая станет устаревшей ещё до завершения создания. Нужно внедрять полноценную интеллектуальную систему учёта: вновь устанавливаемые приборы должны не только считать киловатты, но и обладать функциями дистанционного ограничения потребления при формировании задолженности. Это позволит более эффективно бороться с неплатежами, тем более что в России уже есть опыт внедрения интеллектуальных систем с функцией дистанционного отключения (например, в Московской области и Перми). Также новые приборы учёта должны иметь такие опции, как уведомление потребителей о необходимости оплаты в срок, антивандальная и антимагнитная защита, отмечают в НП ГП и ЭСК.

Ещё один вопрос, беспокоящий энергетиков, – финансовый. Цена технологичных приборов, а также стоимость их обслуживания достаточно высока. В этой связи дополнительного обсуждения требует механизм финансирования мероприятий. Как отмечают в НП ГП и ЭСК, если заложить необходимые средства в тариф, это породит ещё один тип перекрёстного субсидирования. В «Энергосбыт Плюс» видят выход в стимулировании потребителей к добровольной замене счётчиков, например, льготами на их установку. В принудительном порядке «умные» приборы надо ставить у неплательщиков, считают в компании. Впрочем, добровольный путь не гарантирует повсеместности внедрения инноваций, что может существенно снизить эффективность системы.

Разработкой этих и других деталей профильные ведомства займутся после утверждения дорожной карты по развитию информационных технологий, проект которой сейчас находится в Минпромторге.

 

переток.ру

15.03.2017
Депутаты, Правительство и сами участники отрасли считают конкуренцию на розничном рынке электроэнергии недостаточной...

Депутаты, Правительство и сами участники отрасли считают конкуренцию на розничном рынке электроэнергии недостаточной. Министерство энергетики готовит глобальную смену подхода к его организации. Об этом говорили 13 марта на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Развитие конкуренции в электроэнергетике. Текущая ситуация и вопросы развития оптового и розничных рынков электрической энергии в современных условиях». В дискуссии приняли участие представители Минэнерго, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, ведущих компаний отрасли, в том числе, ОАО «Россети», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Интер РАО», основных отраслевых организаций, включая Ассоциацию «НП «Совет рынка».

Как отметил председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, открывая мероприятие, развитие конкуренции в отрасли было одной из основных целей реформы электроэнергетики, и в части оптового рынка электроэнергии и мощности эта цель достигнута. Однако в розничном секторе конкуренция явно недостаточна, что отрицательно сказывается на доступности электроэнергии для потребителей, приводит к завышению цен для нее, недостаточной надежности энергообеспечения, проблемам с платежной дисциплиной. Очевидно, именно развитие конкуренции в розничном секторе электроэнергетики и должно стать следующим этапом реформирования отрасли.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев сообщил, что анализ, проведенный ФАС, показывает низкий уровень конкуренции в электроэнергетике. Основные проблемы такие же, как и во многих других отраслях – обширный государственный сектор, несовершенное тарифное регулирование, доминирование крупных компаний, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня разрабатывается Национальный план развития конкуренции, который должен позволить экономики России перейти от естественно-монопольной к конкурентной бизнес-среде. В части энергетики разработку необходимых мер ведет Минэнерго. Основная задача – обеспечить потребителю электроэнергии возможность свободного выбора поставщика, сбытовой компании, а также решить проблемы платежной дисциплины.

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов отметил, что сегодня потенциал конкуренции в отрасли при сохранении существующих правил игры практически исчерпан, поскольку значительная часть компаний не заинтересована в снижении цен для потребителя. А значит, нужна глобальная смена подхода.

Суть его в предоставлении прямого доступа розничных потребителей к оптовым производителям электроэнергии и возможности прямой оплаты ими электроэнергии через систему контрактов. Не менее важно дать потребителям возможность в сжатые сроки менять сбытовую компанию, если качество ее работы их не устраивает. Только опасность того, что клиент может «проголосовать ногами», заставит сбытовиков начать по-настоящему конкурировать за потребителя, повышать эффективность свое работы и качество услуг. Необходимо также создать систему мотивации оптовых поставщиков энергии к заключению прямых контрактов с розничными потребителями.

Новая конструкция розничного рынка электроэнергии, по мнению Минэнерго, позволит обеспечить возможность прямых отношений для всех потребителей с поставщиками на оптовом рынке при минимальных затратах потребителей; рост конкуренции за потребителя в обоих секторах; снижение доли гарантирующего поставщика; давление на цены оптового рынка за счет увеличения числа участников и прямым отношениям «производитель – потребитель»; создание стимулов к развитию долгосрочных договоров. Министерство энергетики планирует завершить подготовку предложений в Национальный план развития конкуренции летом этого года.

Обсуждение на «круглом столе» выявило, что не до конца проработана экономическая модель развития розничного рынка электроэнергии. Выгода конечных потребителей или независимых энергосбытовых компаний может оказаться недостаточной, чтобы или менять поставщика, или активно развивать независимые энергосбытовые компании.

Существенным источником наполнения розничных рынков электроэнергии и развития на них конкуренции, по мнению участников дискуссии, могло бы стать открытие доступа на розничные рынки на определенных условиях малой и распределенной генерации.

Также развитию розничных рынков и конкуренции на них может способствовать снятие запрета продажи электроэнергии сетевыми компаниями с ограничением доли рынка. Такое предложение высказал первый заместитель председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев.

Препятствием на пути развития розничного рынка электроэнергии, по мнению ряда выступавших, может стать правительственный проект федерального закона № 62442-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», который готовится сейчас к рассмотрению в первом чтении. Законопроектом устанавливается, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Участники «круглого стола». Они высказали мнение, что лицензирование не является оптимальным механизмом регулирования энергосбытовой деятельности, а его введение связано с рисками снижения уровня конкуренции, введения дискриминационных условий экономической деятельности в соответствующих секторах и снижения степени свободы потребителей в выборе оптимального контрагента.

По итогам прошедшего мероприятия Комитет по энергетике рекомендует Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам увеличения предложения электроэнергии на розничном рынке и разработать необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты в целях развития конкуренции и совершенствования правил функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности.

Кроме того, комитет намерен создать постоянно действующую рабочую группу по разработке изменений в законодательство в области электроэнергетики, способствующих развитию оптового рынка.

 

сайт Госдумы

14.03.2017
Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний предлагает изменить правила продажи мощности на оптовом рынке...

Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний предлагает изменить правила продажи мощности на оптовом рынке, чтобы стимулировать рост числа свободных договоров по её продаже, сообщила председатель правления ассоциации Наталья Невмержицкая на «круглом столе» комитета по энергетике Госдумы РФ.

«Самое революционное из наших предложений – это небольшой ценовой дисбаланс при конкурентном отборе мощности (КОМ) специально для того, чтобы стимулировать заключение свободных договоров. У нас цена КОМа, она всем известна. Можно сказать, что потребители платят без двусторонних договоров по цене КОМ плюс 1%, поставщики получают КОМ минус 1%. Участники свободного договор, если он есть, получают цену свободного договора. Это небольшая цифра, которая может привести к серьёзному сдвигу в сторону свободных договоров», – сообщила Наталья Невмержицкая.

В январе «Коммерсант» сообщал, что производители электроэнергии в 2016 году стали все чаще отказываться от продажи мощности на оптовом энергорынке через КОМ и уходить на свободные договоры по продаже мощности (СДМ) энергосбытовым компаниям. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, доля СДМ в 2016 году выросла почти вдвое, составив в общем объёме проданной мощности по договорам предоставления мощности (ДПМ) и КОМ 23% – 38 ГВт (всего в отбор прошло 162 ГВт, из них 32 ГВт – по ДПМ). По данным НП «Совет рынка», объём продажи электроэнергии по свободным договорам в 2016 году вырос на 2,4%, до 42,6 миллиарда кВт/ч.

Как предполагали источники на рынке, причиной роста объёмов продаж мощности по свободным договорам в 2016 году стали изменения правил. Генераторам разрешили заключать СДМ с любым потребителем внутри одной ценовой зоны. Это позволило генераторам частично избавиться от неплатежей: по правилам рынка, долги потребителей за мощность на КОМ пропорционально распределяются между поставщиками энергии, но не затрагивают СДМ.

 

ПРАЙМ,

20.01.2017
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Сергей Есяков сравнивает сегодняшний розничный рынок с непредсказуемым «чёрным ящиком» и предостерегает как от идеализации, так и от чрезмерной критики законопроекта о лицензировании сбытовых компаний...

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Сергей Есяков сравнивает сегодняшний розничный рынок с непредсказуемым «чёрным ящиком» и предостерегает как от идеализации, так и от чрезмерной критики законопроекта о лицензировании сбытовых компаний.

– Со стороны исполнительной и законодательной власти процессу реформирования розницы сейчас уделяется много внимания. В рамках этой работы создана рабочая группа в Минэнерго, активно подключился «Совет рынка». Нерешённых проблем на розничном рынке масса! Сразу оговорюсь, долги хотя и превышают разумные пределы, но это не самый важный вопрос для обсуждения. Проблема неплатежей проистекает из проблем нашей экономики и неурегулированных взаимоотношений между участниками рынка. Главная же проблема в том, что не сформулирован сам формат розничного рынка, именно этот процесс как раз и находится в процессе разработки и целеполагания. В какой-то степени он пока является «чёрным ящиком». И здесь важно разработать некие логичные концептуальные рамки для развития и функционирования розничного рынка.

Что касается законопроекта о лицензировании сбытов, который как раз и пытается в определённой мере регламентировать взаимоотношения на розничном рынке, понятно, для чего и с какой целью он принимается. Логика этого документа ясна – удержать проблему неплатежей в разумных пределах, контролировать процесс взаиморасчётов. Его функции похожи на Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Но уже при первом рассмотрении законопроекта о лицензировании возникает много вопросов. Какие основные моменты хотелось бы отметить? Начнём с самого простого – закон предусматривает, кроме определённого пакета документов, которые необходимы для лицензирования, также право правительства устанавливать требование неких дополнительных документов. Что это будут за дополнительные документы – непонятно. Часто за этим термином могут скрываться дополнительные административные барьеры. Я очень надеюсь, что данное требование будет предельно разъяснено. В помощь здесь тот факт, что в конце прошлого года Госдума приняла постановление, обязывающее все законопроекты, которые принимаются к третьему чтению, иметь полный пакет подзаконных актов.

Второй момент – проведение проверок. Законопроект разрешает проведение проверок по заявлению участника рынка электроэнергии без согласования с прокуратурой. На практике это приведёт к дезорганизации работы, так как любая энергосбытовая компания может быть подвергнута проверке по заявлению не только юридического лица, но и любого гражданина, который потребляет услуги этой компании и тоже является участником рынка. При злой воле специально организованными серийными проверками можно загубить любую сбытовую компанию. Этот вопрос лежит не только в правовой, но и в экономической плоскости.

Третий момент: вот создадим лицензирующий орган, но каковы будут его функции? Только ли выдача лицензий? Или это будет очередная контролирующая структура, которых у нас и так много? И кто будет нести ответственность в случае банкротства сбытовой компании? Кто будет отвечать перед её кредиторами? Характерный пример здесь – Центробанк. Он тоже выдаёт лицензии и при этом отвечает по долгам населению в случае банкротства какого-либо банка. То есть для работы лицензирующего органа нужны квалифицированные кадры, технологии контроля, мониторинга и нужен механизм страхования. С учётом масштаба рынков ОРЭМ и РРЭ получается довольно громоздкая структура с региональными отделениями.

Также требует чёткого ответа вопрос пределов ответственности лицензирующего органа. Будет ли эта ответственность материальной и откуда тогда формировать денежные резервы?

Ещё один момент: будет ли лицензирующий орган контролировать только финансовые показатели или также технические (качество электроэнергии, условия поставки и т. д.). Для потребителя это очень важно.

Следующий вопрос: не приведёт ли такая форма жёсткого администрирования к противоречию с разрабатываемой моделью либерализации розничного рынка?

Ещё одна важная деталь: в ноябре прошлого года Наблюдательный совет «НП Совет рынка» принял решение о финансовом мониторинге сбытовых компаний, гарантирующих поставщиков и крупных потребителей. Получается, что после вступления закона в силу мониторить ситуацию будут уже две организации. Нет ли здесь противоречия? Ведь у «Совета рынка» есть квалифицированные кадры, есть порядок сбора информации. И это далеко не полный перечень вопросов, которые необходимо будет рассмотреть.

Я хочу сразу оговориться, что, возможно, мы не владеем всей полнотой информации по законопроекту и на перечисленные здесь вопросы уже есть ответы. Однако мы не видели ни одного подзаконного акта, и я не думаю, что названные вопросы в организационном плане слишком просты и их можно решить на самотёке.

Когда принимался Федеральный закон № 307-ФЗ, касающийся укрепления платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов, у некоторой части депутатов тоже было настроение: примем этот нормативный акт, усилим ответственность потребителей, и проблем с неплатежами не будет. Через год мы его уже корректируем, и всё равно определённые проблемы остались.

Законопроект о лицензировании сбытов не надо идеализировать или слишком критиковать, над ним надо хорошо поработать. Он важен для всех участников рынка, которых он коснётся. И Госдума, и правительство это понимают и должны чётко осмыслить все механизмы его работы и возможные последствия.

 

переток.ру

17.01.2017
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал два постановления, призванные улучшить работу жилищно-коммунального сектора...

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал два постановления, призванные улучшить работу жилищно-коммунального сектора. "Во-первых, с 1 января текущего года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут включены в плату за содержание жилого помещения", - сообщил он на совещании со своими заместителями. Теперь общедомовые расходы переводятся из коммунальных услуг в сугубо жилищные, размер платы за которые определяется самими собственниками жилья. Это значит, что жители многоквартирных домов на общих собраниях смогут самостоятельно устанавливать размер платы за них, а она не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. "Надеюсь, это повысит прозрачность формирования оплаты и сделает ее более предсказуемой для людей", - подчеркнул председатель правительства.

С выходом соответствующего постановления у управляющих компаний и ТСЖ, считает вице-премьер Дмитрий Козак, появляется стимул контролировать потребление ресурсов на общедомовые нужды и не распределять эти расходы на всех жильцов. "Одновременно управляющим компаниям и товариществам собственников жилья этим же постановлением упрощается процедура фиксации таких фактов проживания в квартире незарегистрированных или большого количества жителей", - добавил он.

Неправильное начисление коммунальных услуг для управляющих компаний теперь чревато штрафом. В размере до 50 процентов от соответствующей суммы. "До настоящего времени такой ответственности не было, и многие компании злоупотребляли этим, начисляли избыточное, в расчете на то, что кто-то обратится, кто-то не обратится. Пользовались, по существу, этими деньгами длительное время", - заметил Козак.

Кроме того, зампред правительства сообщил, что для гарантии прав инвалидов и семей, имеющих инвалидов, вводятся повышающие коэффициенты для целей предоставления компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг. "Понятно, что у инвалидов, тех, которые больше находятся в жилом помещении, расход ресурсов - прежде всего воды и электричества - больше, - сказал он. - К этим нормативам устанавливаются коэффициенты - они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации - в коридоре от 1,1 до 1,8".

Вторым постановлением утверждены правила общественного жилищного контроля. "Цель - также повысить прозрачность и эффективность работы государственных структур, потому что жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там действительно хватает", - коротко пояснил Дмитрий Медведев.

Правительство установило дополнительные гарантии допуска общественных организаций к контрольной деятельности вместе с жилищными инспекциями: определен порядок фиксации намерений общественной организации участвовать в этом контроле, прежде всего, объявление о намерении осуществить проверку либо общественные слушания по проектам, актам, действиям коммунальных организаций. По словам Козака, информация о соответствующих общественных организациях будет размещаться в Интернет, а с 1 июля 2017 года - в государственной информационной системе ЖКХ.

У управляющих компаний и ТСЖ появится стимул контролировать расход ресурсов на общедомовые нужды

Право на участие в жилищном контроле отдельных граждан также определено подписанным постановлением. "Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение пяти дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан для участия в таком контроле", - разъяснил вице-премьер.

- Это важные решения. Контролируйте, как они будут исполняться. Если что-то потребуется туда дополнить, мы это оперативно сделаем, - заключил Дмитрий Медведев.

 

Российская газета

16.01.2017
Минобороны увеличило задолженность за тепловую энергию на 42%, до 6,1 млрд руб. Более половины долгов числится за банкротящимся поставщиком тепловой энергии для Минобороны — ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление»...

Минобороны увеличило задолженность за тепловую энергию на 42%, до 6,1 млрд руб. Более половины долгов числится за банкротящимся поставщиком тепловой энергии для Минобороны — ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ, входит в «Оборонстрой»). Долги за электричество в 2016 году увеличили все силовые ведомства: их задолженность возросла более чем в полтора раза, до 7,47 млрд руб. Компании — поставщики энергии призывают ужесточить платежную дисциплину и разрешить полное прекращение подачи тепла и электричества в адрес должников.

По данным Ассоциации «Совет производителей энергии» (объединяет крупных генераторов), дебиторская задолженность предприятий и организаций, обслуживающих объекты Минобороны, за теплоэнергию по состоянию на 1 декабря 2016 года возросла до 6,1 млрд руб. Это на 42% больше, чем по состоянию на 1 декабря 2015 года, когда задолженность составляла 4,3 млрд руб.

Общий объем дебиторской задолженности за тепловую энергию по всем группам потребителей на 1 декабря 2016 года составил 205,5 млрд руб., из них 142,1 млрд руб. — просроченная задолженность. За год он увеличился на 16,4% (просроченная задолженность возросла на 14,1%).

Просроченная задолженность организаций, подведомственных Минобороны, подскочила за год на 38%, с 4,04 млрд руб. до 5,6 млрд руб. (по состоянию на 1 декабря 2016 года).

Крупнейшим должником среди организаций, обслуживающих объекты Минобороны, остается ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ). Если на 1 декабря 2015 года его задолженность перед поставщиками тепловой энергии составляла 1,57 млрд руб., то к 1 декабря 2016 года она возросла в два раза — до 3,22 млрд руб. Задолженность накопили и в главном управлении жилищно-коммунального хозяйства Минобороны (АО «ГУ ЖКХ»), она увеличилась до 1,6 млрд руб.

Само ведомство имело по состоянию на 1 декабря просроченную задолженность за тепло в размере 625 млн руб.

Среди регионов — лидеров по задолженности предприятий Минобороны Москва (почти 3 млрд руб. просроченной задолженности), Санкт-Петербург и Ленинградская область (341 млн руб.). Задолженность предприятий Минобороны за тепловую энергию прирастает в разы быстрее, чем общая задолженность всех потребителей. Общая величина дебиторской задолженности перед теплоснабжающими организациями на 1 декабря составила 205,5 млрд руб. (+16% год к году), в том числе просроченная — 142,5 млрд руб. (+16,7%).

Минобороны задолжало и за электроэнергию. По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциации ГП и ЭСК), по состоянию на 1 ноября 2016 года задолженность объектов Минобороны (включая поставщиков-посредников), учреждений МВД, ФСО, ФСБ, ФСИН, МЧС перед гарантирующими поставщиками за поставленную электроэнергию возросла до 7,47 млрд руб. Для сравнения, на начало 2016 года задолженность перечисленных министерств и ведомств перед гарантирующими поставщиками, предоставившими данные по долгам, составляла 4,2 млрд руб.

Таким образом, силовики нарастили задолженность за электроэнергию с начала 2016 года на 78%.

В ассоциации не сообщили, какой числится долг за каждым ведомством, ограничившись комментарием, что наибольший объем долга накопили поставщики электроэнергии для предприятий Минобороны.

По словам предправления Ассоциации ГП и ЭСК Натальи Невмержицкой, средняя задолженность в общем по указанным министерствам и ведомствам составляет три-четыре месяца. В Минобороны не ответили на запрос «Газеты.Ru».

Взаимоотношения Минобороны и жилищно-коммунального хозяйства нельзя назвать простыми.

Последние пять лет коммунальные структуры ведомства с периодичностью в пару лет обрастают уголовными делами, банкротятся и передают подведомственное имущество новому преемнику, который повторяет судьбу своего предшественника.

В конце 2012 года потерпели крах «Оборонсервис» и «Славянка», их преемник — РЭУ — также начал копить долги, и в июне 2014 года в компанию было введено наблюдение, а в 2016 году начата процедура банкротства. В октябре 2015 года в отношении руководства РЭУ было начато расследование. Бывшего гендиректора компании Анатолия Терехова обвиняли в хищении 490 млн руб. при поставках угля для нужд Минобороны в 2012 году. Теперь за жилищно-коммунальную сферу в ведомстве отвечает ГУ ЖКХ.

Минобороны тратит на оплату услуг ЖКХ 5% от общих затрат на текущую деятельность Российской армии, рассказывал министр обороны Сергей Шойгу в январе 2016 года. Таким образом, если бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу «Национальная оборона» были в запланированы в объеме 3,145 трлн руб., то жилищно-коммунальные услуги обошлись ведомству примерно в 157,3 млрд руб. Просроченная задолженность перед коммунальщиками составила около 3% от суммарного объема платежей.

Генераторы тепловой и электрической энергии неоднократно обращались в ведомства и правительство с просьбой усилить платежную дисциплину потребителей.

Одно из последних писем, адресованное вице-премьеру Дмитрию Козаку, «Совет производителей энергии» отправил 19 сентября 2016 года (есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Энергетики предложили обязать органы местного самоуправления предоставлять бюджетные гарантии в отношении неотключаемых потребителей, предоставить возможность теплогенераторам ограничивать потребление и полностью отключать неплательщиков, ограничивать поставку электроэнергии для жителей многоквартирного дома, если они задолжали за любой вид коммунального ресурса, а также другие инициативы, призванные снизить объем задолженности.

Кардинальных изменений в платежной дисциплине силовых ведомств в 2017 году энергокомпании не ждут.

«Существенное улучшение ситуации с задолженностью силовых ведомств представляется маловероятным до тех пор, пока не будет разработан реально действующий механизм, который обеспечит возможность полного прекращения подачи электроэнергии потребителям-должникам, относящимся к категории неотключаемых (в их число входят объекты Минобороны, МВД, ФСИН, ФСО, ФСБ, МЧС)», — уверена Невмержицкая.

Напомним, что в настоящее время российское законодательство запрещает отключение от электроснабжения нескольких категорий потребителей, вне зависимости от размера задолженности, поскольку их отключение может привести к неблагоприятным экологическим, экономическим или социальным последствиям. К неотключаемым потребителям относятся госорганы, медицинские и ветеринарные учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации, горнопромышленные предприятия и метрополитен, воинские части, пенитенциарные учреждения (тюрьмы, изоляторы), ядерные центры и объекты, организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, исполнители гособоронзаказа, использующие в производстве взрывчатые вещества.

 

газета.ру

11.01.2017
Выработка электроэнергии в минувшем году составила 1 трлн 71,7 млрд кВт.ч, что на 2,1% больше показателя 2015 года...

Выработка электроэнергии в минувшем году составила 1 трлн 71,7 млрд кВт.ч, что на 2,1% больше показателя 2015 года

Потребление электроэнергии в единой энергосистеме (ЕЭС) России в 2016 году увеличилось на 1,8% по сравнению с 2015 годом и составило 1,03 трлн кВт.ч. Такие данные приводит "Системный оператор ЕЭС".

Потребление электроэнергии в целом по России в 2016 году составило 1 трлн 54,4 млрд кВт.ч, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. Без учета влияния дополнительного дня високосного года электропотребление по ЕЭС России и России в целом увеличилось на 1,5% и 1,4% соответственно.

Выработка электроэнергии в минувшем году составила 1 трлн 71,7 млрд кВт.ч, что на 2,1% больше показателя 2015 года. При этом электростанции ЕЭС России увеличили выработку на 2,1%, до 1 трлн 48,3 млрд кВт.ч. Без учета влияния дополнительного дня високосного года выработка электроэнергии по ЕЭС России и по России в целом увеличилась на 1,8%, отмечает оператор.

ТАСС

 

08.01.2017
В наших квитанциях появилась новая жилищная услуга - общедомовые нужды. Это освещение и обогрев подъездов и подвалов. А в каждой третьей российской квартире на 50 процентов подорожали вода и свет...

В наших квитанциях появилась новая жилищная услуга - общедомовые нужды. Это освещение и обогрев подъездов и подвалов. А в каждой третьей российской квартире на 50 процентов подорожали вода и свет.

Платежи выросли у тех, кто не установил у себя счетчики. И уже в конце января они получат квитанции с новыми суммами.

О том, что жители квартир без счетчиков будут платить штрафы, правительство говорит уже давно. Более того, в прошлом году нарушители уже получали платежки с повышающим коэффициентом 1,4 к нормативу потребления. С этого года наказание ужесточается - с 1 января коэффициент увеличен до 1,5. То есть если в квартире, где нет счетчика на воду или электричество, сумма оплаты поднимется в 1,5 раза (на 50 процентов). Избежать штрафов смогут жильцы домов, в которых нет технической возможности установить приборы. В основном это ветхие и аварийные дома.

По оценкам экспертов, водные счетчики сегодня установили в 70 процентах всех домов и квартир. С электросчетчиками ситуация гораздо лучше - они есть у 95 процентов россиян.

Следующим шагом может стать снятие показаний со счетчиков без участия жильцов, уверена исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. "Надо оснастить все квартиры и дома специальными устройствами, - рассказала она "РГ". - Это могло бы снять массу проблем от нежелания устанавливать приборы до несвоевременной передачи данных и "скручивания" показаний".

Вторым "сюрпризом" в наших квитанциях станет новая жилищная услуга - общедомовые нужды, плату за которые ограничили жесткими нормативами. Речь о ресурсах, которыми освещают и обогревают подъезды, чердаки и подвалы жилых домов.

Сразу стоит отметить, что речь не идет о появлении новой строки в квитанции. Общедомовые нужды (ОДН) россияне оплачивали и раньше, но платеж входил в состав коммунальных услуг. Теперь его перенесли в жилищные услуги (ремонт и содержание жилого помещения). Зачем?

Раньше электричество для лампочек, домофонов и лифтов в подъезде, а также воду для мытья лестниц жильцы оплачивали по показаниям общедомовых счетчиков. То есть весь небаланс раскидывался равномерно на всех жителей квартир, что заметно увеличивало счета. Главный вопрос, за что мы платим, не давал покоя недовольным жильцам. Теперь ситуация должна измениться, ведь общедомовые расходы получили конкретные нормативы: например, сколько должно уходить электричества на освещение лестниц в неделю. Свои нормативы будут установлены региональными властями для каждого дома отдельно в зависимости от количества этажей и подъездов.

А перерасход коммунальных ресурсов будут вынуждены оплачивать не жильцы, а управляющие компании. Так что, как пояснили в Минстрое, нововведения не приведут к росту платежей.

"Мы намерены сделать процедуру начисления платежей максимально понятной и прозрачной, чтобы каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, четко понимал, за что он платит и почему именно эту сумму, - заявил ранее замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. - Жильцы не будут платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям".

Это будет стимулировать управдомов к энергосбережению и борьбе с воровством ресурсов.

Российская газета

 

01.01.2017
По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2016 по 21.10.2016 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных / не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2016 года...

По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2016 по 21.10.2016 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных / не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2016 года. В соответствии с указанным реестром из 237 покупателя-участника оптового рынка финансовые гарантии на декабрь 2016 года были обязаны предоставить 17 покупателей (7 % от общего количества покупателей).

Размер месячного прогнозного объема обязательств покупателей, обязанных предоставить финансовые гарантии, определяется АО «АТС» в соответствии с Положением о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке (Приложение № 26 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка), и в декабре 2016 года составил 2 437 млн. рублей.

Финансовые гарантии на декабрь 2016 года в полном объеме предоставили 10 покупателей, из которых 9 покупателей предоставили финансовые гарантии в регламентные сроки на общую сумму 963 млн. рублей; 1 покупатель предоставил финансовые гарантии не в регламентные сроки на сумму 6,7 млн рублей; 1 покупатель предоставил финансовые гарантии на декабрь 2016 года не в полном объеме, обеспечив при этом исполнение обязательств на сумму 1,85 млн рублей (2 %) из 92,5 млн рублей. От 6 покупателей финансовое обеспечение на сумму 1 375 млн. рублей не поступило.

Финансовые гарантии на декабрь 2016 года поступили в полном объеме и в регламентный срок от 9 гарантирующих поставщиков в форме обеспечительных платежей.

Напоминаем, что в соответствии с Положением о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке (Приложение № 26 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка), при наличии у покупателя – участника оптового рынка, представившего гарантии, задолженности на следующий день после контрольной даты платежа, АО «ЦФР» направляет в аккредитованные в системе финансовых гарантий организации требование об оплате обязательств в соответствии с предоставленными участниками гарантиями. В настоящее время финансовыми гарантиями обеспечиваются обязательства по оплате электроэнергии по договорам купли-продажи РСВ и БР, наступившие в контрольные даты платежей 14, 21 и 28 числа каждого месяца.

сайт Совета рынка

 

23.12.2016
Управляющие компании освободят от обязанности по сбору и передаче ресурсоснабжающим организациям денег за коммунальные услуги...

Управляющие компании освободят от обязанности по сбору и передаче ресурсоснабжающим организациям денег за коммунальные услуги.

Минстрой разработал проект поправок в законодательство, которые будут регламентировать работу единых информационно-расчетных центров, аккумулирующих расчеты населения за коммунальные услуги, рассказал «Известиям» заместитель министра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Поправки, регулирующие деятельность центров, уже находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

Согласно предложению Минстроя, единые информационно-расчетные центры будут, как и прежде, на основании договора с УК осуществлять расчеты и печатать единые платежные документы.

— Это позволит повысить прозрачность и комфорт платежей за ЖКХ для всех участников процесса. Жители получают единую понятную квитанцию, добросовестная управляющая компания будет рада освободиться от обязанности сбора и передачи средств ресурсоснабжающим организациям, а недобросовестная, нацеленная на то, чтобы «зарабатывать» на денежном потоке, уйдет с этого рынка, — считает замминистра.

Он отметил, что изменения могут помочь в решении острой проблемы долгов за коммунальные услуги. Сейчас общий объем накопленной задолженности в ЖКХ превышает триллион рублей, а в этом случае поставщики услуг получат снижение риска неплатежей, считает Чибис.

В настоящее время деятельность расчетных центров не регулируется. Согласно Жилищному кодексу, владельцы жилых помещений в многоквартирных домах обязаны производить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.

Сейчас ЕИРЦ только рассчитывают платежи населения, а затем передают сведения в управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, которые, в свою очередь, формируют сами квитанции, принимают платежи и перечисляют деньги поставщикам, пояснил председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов.

— Из-за недобросовестных действий сотрудников управляющих компаний квитанции на оплату часто приходят по второму разу, — рассказал «Известиям» член регионального штаба ОНФ в Московской области Дмитрий Дупак.

В ОНФ отмечают, что отсутствие регулирования деятельности информационно-расчетных центров отрицательно сказывается на возможностях населения — в центрах частенько возникают очереди из-за недостаточного количества сотрудников, а произведенные платежи не проходят.

— Законопроект нацелен на исключение посредников из цепочки оплаты коммунальных услуг и предлагает дать возможность региону выбирать расчетный центр, который будет печатать единые квитанции по федеральному образцу, — пояснил заместитель министра.

Может быть выбран частный центр на конкурсной основе либо назначен государственный — но в этом случае регион будет брать на себя субсидиарную ответственность по его обязательствам.

В Жилищном кодексе предлагается закрепить базовые принципы работы расчетных центров и установить актом правительства правила их работы и требования к таким центрам, порядок их отбора и контроля за их деятельностью.

Введение единых стандартов для расчетных центров, без сомнения, повлечет дополнительные материальные затраты, считает юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова.

— Возможно, потребуются дополнительные специалисты, однако система должна себя окупить с учетом уменьшения издержек, которые вызваны существующими ошибками системы, — полагает она.

Известия,

 

22.12.2016
«На последнем заседании Наблюдательного совете приняли решение, что председатель Набсовета Удальцов (Юрий Удальцов. — председатель Наблюдательного совета ассоциации "НП Совет рынка", член правления, заместитель председателя правления "Роснано". — RNS) напишет письмо в Правительство РФ...

«Совет рынка» направит письмо в Правительство РФ по вопросу банкротства «Оборонэнергосбыта», заявил глава «Совета рынка» Максим Быстров на встрече с журналистами.

«Совет рынка» направит письмо в Правительство РФ по вопросу банкротства «Оборонэнергосбыта», заявил глава «Совета рынка» Максим Быстров на встрече с журналистами.

«На последнем заседании Наблюдательного совете приняли решение, что председатель Набсовета Удальцов (Юрий Удальцов. — председатель Наблюдательного совета ассоциации "НП Совет рынка", член правления, заместитель председателя правления "Роснано". — RNS) напишет письмо в Правительство РФ, что негоже государству в лице оборонного ведомства кредитоваться у поставщиков оптового рынка... похоже, что эти деньги (долг "Оборонэнергосбыта". — RNS) просто пропадут», — сказал Быстров.

По словам Быстрова, задолженность «Оборонэнергосбыта» на оптовом рынке электроэнергии составляет 5 млрд. рублей.

«Что делать с этим долгом — мы не знаем. Для нас, конечно, была огромная новость, когда мы получили письмо от "Оборонэнергосбыта", которое звучало следующим образом, что лишайте нас статуса, мы все равно будем банкротиться», — отметил Быстров.

Ранее компания подала заявку о лишении ее статуса гарантирующего поставщика и сообщила, что предприятие будет банкротиться.

По словам Быстрова, будет решение Правительства РФ, по которому ГТП «Оборонэнергосбыта» перейдут тем гарантирующим поставщикам, у кого их раньше забирали.

«По общему правилу они должны были упасть в сети, но там очень много ГТП — десятки, — и не все сети готовы подхватить этот статус», — сказал Быстров.

Как ранее сообщал замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, «Оборонэнергосбыт» подал заявку на отказ от статуса гарантирующего поставщика с января 2017 года.

Раньше у Минобороны не было единого гарантирующего поставщика, после было принято решение создать компанию и объединить на ее основе функции гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик — это энергосбытовая компания, обязанная заключать договор с любым обратившимся к ней потребителем, который расположен в границах зоны ее деятельности.

rns.online,

 

, что негоже государству в лице оборонного ведомства кредитоваться у поставщиков оптового рынка... похоже, что эти деньги (долг "Оборонэнергосбыта". — RNS) просто пропадут», — сказал Быстров.

По словам Быстрова, задолженность «Оборонэнергосбыта» на оптовом рынке электроэнергии составляет 5 млрд. рублей.

«Что делать с этим долгом — мы не знаем. Для нас, конечно, была огромная новость, когда мы получили письмо от "Оборонэнергосбыта", которое звучало следующим образом, что лишайте нас статуса, мы все равно будем банкротиться», — отметил Быстров.

Ранее компания подала заявку о лишении ее статуса гарантирующего поставщика и сообщила, что предприятие будет банкротиться.

По словам Быстрова, будет решение Правительства РФ, по которому ГТП «Оборонэнергосбыта» перейдут тем гарантирующим поставщикам, у кого их раньше забирали.

«По общему правилу они должны были упасть в сети, но там очень много ГТП — десятки, — и не все сети готовы подхватить этот статус», — сказал Быстров.

Как ранее сообщал замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, «Оборонэнергосбыт» подал заявку на отказ от статуса гарантирующего поставщика с января 2017 года.

Раньше у Минобороны не было единого гарантирующего поставщика, после было принято решение создать компанию и объединить на ее основе функции гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик — это энергосбытовая компания, обязанная заключать договор с любым обратившимся к ней потребителем, который расположен в границах зоны ее деятельности.

rns.online,

 

19.12.2016
Энергосбытовые компании до 1 июля 2017 года должны будут получить лицензии для продолжения своей работы, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства. На нем рассматриваются изменения в закон об электроэнергетике и ряд законодательных актов, предполагающих введение лицензирования...

По словам премьер-министра Медведева Д.А., это не первый случай, когда Правительство РФ возвращается к требованиям по лицензированию.

Энергосбытовые компании до 1 июля 2017 года должны будут получить лицензии для продолжения своей работы, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства. На нем рассматриваются изменения в закон об электроэнергетике и ряд законодательных актов, предполагающих введение лицензирования.

"Согласно законопроекту, уже в 2017 году энергосбытовые компании должны будут действовать на основании лицензии. Обращаю внимание - все, кто хочет и может работать в этой сфере, должны будут получить лицензии до 1 июля следующего года", - сказал Медведев.

По словам премьер-министра, это не первый случай, когда правительство возвращается к требованиям по лицензированию. "Почему это здесь необходимо? К сожалению, мы наблюдаем на рынке много недобросовестных компаний, которые накапливают долги и предоставляют некачественные услуги. Ресурсосберегающий и ресурсоснабжающий бизнес играет одну из ключевых ролей в поставках электроэнергии для собственников жилья и управляющих компаний, для промышленных предприятий. Фактически, от снабжающих компаний во многом зависит качество жизни наших граждан и нормальная работа экономики", - отметил Медведев.

Согласно законопроекту, будут определены основные дополнительные лицензионные требования к компаниям, среди них будут требования по соблюдению определенных финансовых показателей, платежной дисциплины. "Кроме того, законопроектом предполагается внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, а именно - установление ответственности за организацию энергосбытовой деятельности с нарушением лицензии, либо за работу вообще без лицензии", - добавил Медведев.

ТАСС, 19.12.2016

 

12.12.2016
«Россети» будут исполнять функции гарантирующего поставщика (ГП) в регионах, где компания владеет непрофильными сбытовыми активами, до момента появления на них покупателя...

«Россети» будут исполнять функции гарантирующего поставщика (ГП) в регионах, где компания владеет непрофильными сбытовыми активами, до момента появления на них покупателя, заявил на встрече с журналистами в Минэнерго заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

При этом он отметил, что сроки продажи активов смещаются.

«Действительно, все уходит вправо, кандидатов на получение статуса нет. Цену мы пока снижать не планируем, иначе мы фактически отдадим их за бесценок. Будем пока находиться в том ценовом диапазоне. Если никто не появится, пока функции гарантирующих поставщиков исполнять будут “Россети”», – сказал Кравченко.

При этом он не уточнил, о какой сумме идёт речь.

Ранее сообщалось, что «Россети», не получившие свободный доступ на сбытовой рынок, хотят продать гарантирующих поставщиков проблемных регионов, в том числе Северного Кавказа. На аукцион могут быть выставлены гарантирующие поставщики Северного Кавказа – «Севказэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго», «Каббалкэнерго», «Дагэнергосбыт», а также «Калмэнергосбыт», «Тываэнергосбыт», «Псковэнергосбыт» и «Екатеринбургэнергосбыт».

Исторически энергосбыты были переданы сетям при реформе РАО «ЕЭС России» в 2008 г. В первую очередь холдингу достались сбытовые активы на Северном Кавказе, где отмечаются проблемы с неплатежами на розничном энергорынке.

 

ТАСС

09.12.2016
С 1 января 2017 г. "Оборонэнергосбыт" (ОЭС), поставщик электроэнергии для оборонных структур, потеряет статус гарантирующего, его функции перейдут к региональным энергосбытам...

С 1 января 2017 г. "Оборонэнергосбыт" (ОЭС), поставщик электроэнергии для оборонных структур, потеряет статус гарантирующего, его функции перейдут к региональным энергосбытам. Минобороны решило радикально разобраться с вопросом долга ОЭС. На обсуждавшуюся передачу электросетевого "Оборонэнерго" в счет этого долга "Россетям" наложено вето, а ОЭС будет обанкрочен. Кто погасит долги ОЭС перед энергетиками (свыше 11 млрд руб.), стороны не объясняют. В Минэнерго лишь говорят, что их беспокоят долги военных "по всем ресурсам ТЭК".

Вчера замминистра энергетики Вячеслав Кравченко сообщил, что, по информации Минэнерго, энергосбытовой холдинг Минобороны ОЭС подал заявление о прекращении с 1 января выполнения функций гарантирующего поставщика (ГП). Теперь министерство будет предлагать, чтобы группы точек поставки ОЭС перешли к региональным ГП, у которых их изымали при формировании ОЭС. Стандартной процедуры, когда после потери статуса ГП его зону деятельности подхватывают электросети, а потом проводится конкурс на статус нового ГП, решили избежать, пояснил чиновник. Конкурс нецелесообразен: точки поставки ОЭС разбросаны по всей стране, а объемы отпуска энергии невелики.

ОЭС, долги которого энергетикам превышают 11 млрд. руб., готовится к подаче заявления о банкротстве, уточнили источники "Ъ" среди энергетиков, говорят об этом и в "Россетях". Банкротить ОЭС пытаются давно, последнее заявление в ноябре подала Петербургская сбытовая компания "Интер РАО". Нового дела о банкротстве ОЭС с его стороны или аффилированных структур не зарегистрировано, но компания числится в списке истцов в деле о ее банкротстве, возбужденном в октябре 2015 года по заявлению "ТНС энерго Ростов-на-Дону".

На самом деле причины банкротства ОЭС сложнее. Как рассказали отраслевые источники "Ъ", дело в том, что Минобороны решило не передавать свои электросетевые активы "Россетям". Об обсуждении такой схемы "Ъ" рассказывал 10 октября: ее рассматривали на ведомственных совещаниях 7 и 23 мая, а 28 сентября глава "Россетей" Олег Бударгин официально предложил решить проблему задолженности ОЭС перед "Россетями" за передачу электроэнергии на 4,3 млрд руб., получив в счет долга имущество "Оборонэнерго" (на балансе компании находятся электросети Минобороны). Но сейчас, по утверждению военных источников "Ъ", "высшее руководство министерства наложило на потенциальную сделку вето". "Вопрос снят с повестки дня: решено не отдавать достаточно хорошие активы, а приступить к банкротству ОЭС",— говорит один из них.

Но остается вопрос, что делать с долгами ОЭС. Как пояснили в Минэнерго, долг Минобороны на оптовом энергорынке — 1 млрд руб., на розничном — 4,5 млрд руб., перед "Россетями" — 5 млрд руб., перед "Оборонэнерго" — 2,2 млрд руб. В "Россетях" уточнили, что сейчас долг ОЭС холдингу — около 5,5 млрд руб. "Мы отдаем себе отчет в том, что до конца года эта сумма только увеличится",— говорят в госхолдинге.

Именно долги ОЭС "больше всего волнуют" Минэнерго, говорит Вячеслав Кравченко. "Мы очень опасаемся, чтобы не произошло того, что когда-то произошло с РЭУ или "Славянкой" (снабженцы Минобороны, прекратившие деятельность без погашения долгов.— "Ъ")",— говорит он, отмечая, что в ряде регионов ОЭС не расплачивался с контрагентами с начала года. "Ситуация с платежами Минобороны вызывает у нас большую озабоченность, причем по всем ресурсам ТЭКа",— добавил замминистра. По его словам, планируется совещание по вопросу долгов ОЭС с участием Минобороны. В самом министерстве вчера не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

"Если ОЭС подаст иск о банкротстве, мы понимаем риск того, что "Россети" получат неликвидную задолженность, которую, очевидно, придется отнести на убытки",— говорят в холдинге. Источник "Ъ", близкий к нему, добавляет, что для решения вопроса нужно "административное решение на высшем уровне". В самом Минобороны вопрос передачи "Оборонэнерго" все еще остается дискуссионным, утверждает он. Другой источник "Ъ" отмечает, что банкротство и потеря статуса ГП грозит ОЭС также серьезными штрафами за задержку оплаты, денег на которые в бюджете не заложено.

 

Коммерсант

08.12.2016
«Мы за последнее время предприняли ряд действий, направленных на опрозрачивание деятельности сбытовых компаний. Полагаю, что в ближайшем времени будет рассмотрен законопроект о лицензировании деятельности энергосбытовых компаний, где компаниям будут предъявляться совсем другие требования, связанные с платежной дисциплиной и перед генераторами, и перед сетями», — сказал Кравченко

Минэнерго предлагает ужесточить контроль платежей сбытовых компаний перед энергокомпаниями, сообщил журналистам замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.

«Мы за последнее время предприняли ряд действий, направленных на опрозрачивание деятельности сбытовых компаний. Полагаю, что в ближайшем времени будет рассмотрен законопроект о лицензировании деятельности энергосбытовых компаний, где компаниям будут предъявляться совсем другие требования, связанные с платежной дисциплиной и перед генераторами, и перед сетями», — сказал Кравченко.

Кравченко отметил, что вопрос лицензирования сбытовых компаний находится в компетенции правительства. «Мы (Минэнерго. — RNS) пока права на эту функцию не заявляли», — отметил он.

При этом предлагается мониторить общее финансовое состояние сбытовых компаний, с тем, чтобы на рынке не было банкротов.

«Также мы приняли решение пока на уровне "Совета рынка" с тем, что мы будем осуществлять контроль, мониторинг за движением денежных средств, за целевым использованием денежных средств, с тем, чтобы они уходили не куда-нибудь, а направлялись на расчеты с генераторами и сетями», — сказал Кравченко.

Минэнерго рассчитывает, что такой контроль позволит решить вопрос с неплатежами со стороны сбытовых предприятий.

Также Минэнерго предлагает синхронизировать платежи между сетями и гарантирующими поставщиками.

«Дело в том, что у нас есть разрывы в платежах. Есть срок оплаты потребителями услуг гарантирующего поставщика, есть срок оплаты гарантирующим поставщиком своих обязательств перед сетями. Мы попытались все это синхронизировать с тем, чтобы как можно меньше было периодов, когда деньги могут находиться у одного или другого», — сказал замглавы Минэнерго.

Минэнерго рассчитывает, что после рассмотрения в правительстве законопроект будет направлен в Госудму. «Я думаю, что в эту сессию будет принят достаточно легко», — добавил Кравченко.

По его словам, на «Совете рынка» приняли решение, чтобы вводить финансовые гарантии в неценовых зонах.

«Приняли решение вводить финансовые гарантии в неценовых зонах», — сказал Кравченко. По его словам, скоро будут приняты обязывающие документы, и в январе будут введены финансовые гарантии.

 

rns.online

15.11.2016
Каждый месяц в столице проходит множество мероприятий по энергетической тематике. В основном они посвящены либо большой энергетике, либо нефтегазовой отрасли, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты...

Каждый месяц в столице проходит множество мероприятий по энергетической тематике.

В основном они посвящены либо большой энергетике, либо нефтегазовой отрасли, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты.

Несколько в стороне остается промышленная энергетика, для которой, как показывает практика, не работают классические рецепты, и от всех участников процесса требуются инновационные подходы. О проблемах промышленной энергетики и ее роли в большой энергосистеме говорили на Ежегодной конференции и выставке «Генерация энергии-2016: инвестиции, строительство и модернизация». Мероприятие организовала компания Vosctock Capital.

В уникальной ситуации

– По сути, промышленная генерация находится в уникальной ситуации: здесь энергия является не неким конечным продуктом, а лишь частью технологического процесса. Для потребителей – промышленных предприятий энергетика – способ оптимизации затрат и, в конечном итоге, снижения себестоимости своей продукции, что делает ее конкурентоспособной, – подчеркнул директор департамента «Производство энергии и газ» Siemens Николай Ротмистров. – Промышленная энергетика представляет собой сложный процесс, требующий серьезных усилий от всех участников рынка. Например, поставщики оборудования сталкиваются с другими техническими спецификациями, другими требованиями по надежности, экологии, промышленной безопасности, нередко даже другими стандартами. Ко всему прочему, не хватает подрядчиков, реализующих такие проекты: здесь требуется серьезная инженерная работа по привязыванию энергообъектов к существующей инфраструктуре промышленных предприятий. Для финансовых институтов такая энергетика – тоже совершенно новый продукт, предполагающий не просто обеспечение неких банковских кредитов, а серьезных пакетов финансирования, которые требуют страхования рисков и умения обеспечить возврат инвестиций в условиях нестабильности.

Интересная ситуация складывается в правовом поле: промышленная энергетика выпала из государственного регулирования. Непростые у этой сферы отношения и с регулятором: с одной стороны, промышленную энергетику воспринимают как хороший и надежный резерв, к которому можно обратиться в экстренном случае, с другой – как головную боль, ведь работать приходится с относительно малым источником электроэнергии.

Задать правила игры

Советник президента «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» Виктор Кудрявый обратил внимание коллег на то, что к настоящему моменту в энергетике сложилась достаточно тревожная ситуация:

– Сегодня бытует ошибочное мнение относительно того, что наличие избыточных резервов электрической и тепловой генерации позволяет нам лет десять спать спокойно. На самом деле меня беспокоит, что мы не предпринимаем должных мер в то время, когда серьезный кризис уничтожает созидательный сектор в электроэнергетике: прежде всего, я имею в виду науку, энергомашиностроение, конструирование, проектирование, строительство, монтаж, наладку. Кроме того, если разобраться, почти все резервные избыточные мощности, о которых так много говорится, по сути, являются мощностями устаревшей генерации, – говорит эксперт.

Он также посетовал на падение объемов инвестиций в отрасль, подчеркнув, что если доля электроэнергетики в удельных затратах превышает 15 процентов, для повышения конкурентоспособности предприятиям стоит рассматривать вопрос строительства собственной генерации.

– На данный момент в крупных странах – США, Германии каждый шестой киловатт производится на распределенной генерации. Это единственная возможность обеспечить конкурентоспособность нашей промышленности, других альтернатив я не вижу. Российской промышленности нужна очень эффективная, конкурентная энергетика. В противном случае мы не сможем конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, что неизбежно повлечет за собой серьезное технологическое отставание, – уверен Виктор Кудрявый.

Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая поддержала коллег, отметив, что сегодня выгодно строить распределенную генерацию, поскольку она позволяет сэкономить на сетевом тарифе, да и в мире развитие этих технологий остается одним из устойчивых трендов.

– Пока сетевая энергетика воспринимает собственную генерацию как некоего врага сложившейся системы, поскольку любое уменьшение полезного отпуска электроэнергии вследствие того, что потребитель построил свой объект генерации, перестал платить сетям, по экономике избыточных резервов ложится приличным грузом на всех остальных потребителей, – говорит госпожа Невмержицкая. – Основное опасение относительно распределенной генерации связано с тем, что ее широкое распространение приведет к необходимости увеличения тарифной нагрузки на всех остальных потребителей. Это и есть главная головная боль Министерства энергетики России.

В то же время собственная генерация действительно имеет необоснованные преимущества в части оплаты сетевого тарифа, и оплата только за фактическое потребление воспринимается другими игроками рынка как нечто несправедливое, ведь даже используя свою энергетическую установку, потребитель не отключается от общей сети, рассчитывая в случае останова собственного оборудования получить электроэнергию из внешней сети. В этой части справедливо, по мнению Натальи Невмержицкой, ставится вопрос относительно необходимости оплаты резервов сетевых мощностей.

– Если мы хотим системно развивать распределенную энергетику в контексте национальной технологической инициативы и утвержденной дорожной карты EnergyNet, нам придется создавать более прозрачные условия оплаты резервов со стороны распределенной генерации. Это снимет опасения, существующие сейчас в части возможных тарифных последствий в отношении всех остальных потребителей, создаст долгосрочное пространство для принятия решений, потому что многие строящиеся объекты генерации не учитывают этот фактор, считая экономию в рамках текущих правил, – убеждена она. – Кроме того, в дорожной карте EnergyNet обозначен пункт, согласно которому Мин-энерго должно в короткие сроки разработать модель розничного рынка, предполагающую высокую роль распределенной генерации. Словом, нам необходимо задать долгосрочные правила игры, чтобы инвестор понимал возможные последствия.

Когда одного желания недостаточно

Руководитель проектов НТЦ ЕЭС (МО) Алексей Пахалков считает, что мы еще не в полной мере понимаем масштаб тренда распределенной энергетики, который с течением времени приобретает все большее значение.

По мнению спикера, этот тренд связан не только со стремительным развитием технологий, интеллектуальной энергетики, миниатюризацией технических устройств управления производством и потреблением электроэнергии, но и с серьезной долей сетевой составляющей инфраструктурных платежей большой энергетики и себестоимостью электроэнергии для промышленных потребителей.

– Справедливости ради нужно отметить, что государство начинает поворачиваться лицом к этому тренду, что подтверждает в том числе утверждение дорожной карты EnergyNet, предполагающей улучшение инвестиционной среды для распределенной энергетики, – констатирует господин Пахалков.

НТЦ ЕЭС, занимаясь проектами в этой области, обратило внимание на то, что в большинстве случаев распределенная энергетика развивается не самим промышленным предприятием, а, скорее, ввиду необходимости, когда такое предприятие вынуждено привлекать внешних инвесторов, поскольку не имеет возможности или не заинтересовано вкладывать собственные средства в его развитие. В то же время есть специализированные организации, имеющие необходимые компетенции в этой сфере и готовые интегрироваться, создавать некий пул потребителей, инвесторов для реализации проектов по распределенной энергетике. Тем не менее одного желания недостаточно, они сталкиваются с препятствиями, в первую очередь, правового характера, не позволяющими им интегрироваться. Есть и другие препятствия: сохранение сетевой составляющей, когда инвестор и потребитель находятся на разных сторонах; запрет на совмещение видов деятельности в энергетике, а именно запрет на совмещение генерации и оказание услуг по передаче. Эти ограничения вызваны тем, что существующее правовое регулирование выстроено в логике большой энергетики, когда крупные станции распределяют электроэнергию для потребителя, а не наоборот, когда потребитель создает локальные источники энергии для себя. Пытаясь обойти такие препятствия, потребители и инвесторы придумывают различные схемы, кривые модели структурирования своих отношений, которые являются высокорисковыми и зачастую не привлекают, а отпугивают инвесторов от таких проектов.

Алексей Пахалков сообщил, что НТЦ ЕЭС совместно с СО ЕЭС работает над концепцией организационно-правовой платформы для таких инвестпроектов. Идея в том, чтобы максимально удовлетворить интересы потребителей и инвесторов, желающих развивать распределенную генерацию, и соблюсти интересы большой энергосистемы, чтобы интегрируемые объекты распределенной генерации не влияли на надежность ее работы.

Одним из направлений работы такой организации могло бы стать самоограничение микроэнергосистемы, когда остается связь с большой системой, но на небольшую мощность, которая закрывала бы минимальные потребности в пиковые периоды загрузки, а основной объем потребления покрывался бы объектами собственной генерации.

 

газета «Энергетика и промышленность России»


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След. Все