Новости отрасли

 

30.03.2019
Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак принял участие в расширенном заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака...

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак принял участие в расширенном заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака.

Глава Минэнерго России сообщил, что за 2018 год из эксплуатации было выведено 1050 МВт генерирующих мощностей, почти 12 тыс. мегавольтампер трансформаторных мощностей, 825 км магистральных линий электропередач и почти 27 тыс. км распределительных линий электропередач.

«За период с 2019 года по 2024 год произойдет ввод новых генерирующих мощностей в объеме 13,5 ГВт. Модернизация генерирующих мощностей составит 14,8 ГВт, вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей достигнет 10,2 ГВт, предстоит ввод 12 тыс. тыс. новых линий электропередач», - сказал Министр.

Александр Новак добавил, что «к 2024 году прогнозируется выйти на следующие параметры: потребление электроэнергии составит 1139 млрд кВч, среднегодовой прирост составит 1,2 %».

Министр также остановился на теме модернизации и расширения магистральной энергетической инфраструктуры. «На реализацию Комплексного плана в части развития объектов электросетевого хозяйства всего планируется направить не менее 250 млрд. руб., чтобы обеспечить к 2024 году ввод в эксплуатацию 6 тыс. км линий электропередач и более 3,5 тыс. МВА трансформаторных мощностей», - добавил Министр.

 

сайт Минэнерго

28.03.2019
Механизмы для упрощения процедуры перерасчета платежей за коммунальные услуги могут быть скорректированы, сообщил в четверг журналистам заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Максим Егоров на Красноярском экономическом форуме...

Механизмы для упрощения процедуры перерасчета платежей за коммунальные услуги могут быть скорректированы, сообщил в четверг журналистам заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Максим Егоров на Красноярском экономическом форуме.

«В части перерасчетов могу следующее сказать. […] Мы все зависим от природных условий, и, чтобы произвести тепло, необходимо потратить то количество топлива, в первую очередь, это красноярский уголь, газ — и это тоже стоит денег. Возможно, будут скорректированы механизмы, чтобы упростить процедуру. Во-первых, есть большое количество различных вариантов, как это можно сделать, — это выбирают сами субъекты РФ», — пояснил замминистра, передает ТАСС.

Ранее сообщалось, что перерасчет платежей за коммунальные услуги может быть осуществлен за ресурсы, плата за которые осуществляется по общедомовым тарифам. Причины, по которым можно произвести перерасчет, — продолжительное отсутствие жильцов, отсутствие предоставления коммунальных услуг или низкое качество этих услуг. Снижение суммы оплаты услуг ЖКХ возможно по водоснабжению, газу, электричеству и водоотведению.

 

ТАСС

27.03.2019
Реализация пилотного проекта по управлению спросом розничных потребителей запланирована на 2019–2020 годы...

Реализация пилотного проекта по управлению спросом розничных потребителей запланирована на 2019–2020 годы. Вопросы функционирования агрегаторов управления спросом на электроэнергию в Единой энергетической системе России, совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности будут регулироваться в соответствии с постановлением правительства РФ № 287 от 20.03.2019 г., сообщила пресс-служба АО «СО ЕЭС».

Документ вводит новый вид услуг для потребителей — по управлению спросом на электроэнергию. Координировать усилия группы конечных потребителей, связанные с управлением нагрузкой, будут агрегаторы управления спросом, которые определятся во время конкурсного отбора в АО «СО ЕЭС». В соответствии с постановлением, войти в число агрегаторов смогут сбытовые компании, гарантирующие поставщики и независимые компании.

По итогам реализации пилотных проектов специалисты сформируют предложения для усовершенствования нормативной базы отрасли, которая, как предполагается, обеспечит внедрение новой модели управления спросом на постоянной основе. При этом деятельность агрегаторов будет интегрирована в работу оптового рынка электроэнергии и мощности.

Отмечается, что реализация пилотного проекта по управлению спросом розничных потребителей запланирована на 2019−2020 годы. В этот период АО «СО ЕЭС» станет «единым окном», через которое агрегаторы будут взаимодействовать с инфраструктурой оптового рынка электроэнергии и мощности. Системный оператор будет проводить отбор проектов, заключать договоры, контролировать исполнение обязательств и оплачивать оказание услуг по управлению спросом.

 

REGNUM

20.03.2019
По данным “Ъ”, на пост курирующего электроэнергетику заместителя главы Минэнерго после ухода Алексея Текслера претендуют два кандидата...

По данным “Ъ”, на пост курирующего электроэнергетику заместителя главы Минэнерго после ухода Алексея Текслера претендуют два кандидата — действующий глава департамента по оперативному контролю Евгений Грабчак, накануне победивший в конкурсе «Лидеры России», и бывший топ-менеджер «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов. Во вторник стало известно, что Алексей Текслер, курировавший электроэнергетику всего несколько месяцев, может стать губернатором Челябинской области. Решение о назначении нового замминистра будет принято в максимально короткие сроки, отмечают собеседники “Ъ”.

Во вторник стало известно, что первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, курировавший электроэнергетику с ноября 2018 года, назначен временно исполняющим обязанности губернатора Челябинской области. Господин Текслер совмещал полномочия первого зама и куратора электроэнергетики непродолжительное время — с ноября 2018 года.

В правительстве уже ведутся обсуждения о новом кураторе сектора. Список основных претендентов, по данным “Ъ”, возглавляют два кандидата — глава департамента по оперативному контролю Минэнерго Евгений Грабчак и бывший глава стратегического блока «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов.

Но внутри Минэнерго обсуждаются иные кандидатуры, утверждают собеседники “Ъ”, не называя конкретных имен.

Департамент оперативного контроля, который возглавляет Евгений Грабчак, курирует электроснабжение Крыма, в том числе в зону его ответственности входило строительство двух новых ТЭС на полуострове — Таврической и Балаклавской на 940 МВт. Из-за этого проекта Минфин США включил господина Грабчака в SDN-list (список лиц, с которыми американским компаниям и гражданам запрещено вести дела), сочтя, что он причастен к «турбинному скандалу» с поставками оборудования Siemens в Крым (антикрымские ограничения Запада запрещают поставки оборудования на полуостров). Также департамент оперативного контроля отвечал за подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года, курирует инвестпрограммы государственных энергокомпаний, подготовку к отопительному сезону и устранение аварий.

Накануне господин Грабчак стал одним из победителей конкурса «Лидеры России», что повышает его шансы на получение этой должности. Напомним, еще одного замминистра энергетики, Павла Сорокина, Владимир Путин также заметил на конкурсе управленцев. Кандидатуру Евгения Грабчака, как утверждают собеседники “Ъ”, поддерживает помощник президента РФ Андрей Белоусов.

Ильнар Мирсияпов до ухода из «Интер РАО» считался вторым по значимости членом команды главы компании Бориса Ковальчука. Он входил в правление «Интер РАО» и курировал блок стратегии и инвестиций. Господин Мирсияпов покинул компанию в июле.

2018 года, внятных причин его увольнения не приводилось, и до сих пор о его новом месте работы не сообщалось.

Затягивать с решением о назначении нового куратора электроэнергетики не будут — вопрос решится оперативно, говорят собеседники “Ъ”.

В то же время пока не ясно, станет ли Александр Новак искать нового кандидата на пост своего первого заместителя — эта должность появилась только после прихода Алексея Текслера в министерство. В Минэнерго заявили, что обязанности между заместителями министра будут в ближайшее время распределены.

 

Коммерсант

20.03.2019
Департамент бюджетного планирования и учёта и Департамент развития электроэнергетики - за заместителем Министра Анатолием Яновским...

Министр энергетики Александр Новак закрепил временное курирование департаментов Министерства по следующим вопросам:

  • Департамент бюджетного планирования и учёта и Департамент развития электроэнергетики - за заместителем Министра Анатолием Яновским;
  • Департамент государственной энергетической политики (по сводным вопросам) и Департамент корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы (по вопросам корпоративных отношений) - за заместителем Министра Павлом Сорокиным.

По отдельным вопросам эти департаменты также будут курировать заместители Министра Анатолий Яновский и Анастасия Бондаренко.

 

сайт Минэнерго

01.03.2019
Группа «Интер РАО», Госкорпорация «Росатом» и Системный оператор ЕЭС России учредят Ассоциацию организаций цифрового развития электроэнергетики «Цифровая энергетика»...

Группа «Интер РАО», Госкорпорация «Росатом» и Системный оператор ЕЭС России учредят Ассоциацию организаций цифрового развития электроэнергетики «Цифровая энергетика». Некоммерческое партнёрство станет отраслевым центром компетенций цифровой трансформации отрасли. Соответствующее решение было одобрено на совещании под председательством первого заместителя Министра энергетики Российской Федерации Алексея Текслера.

Ассоциация «Цифровая энергетика» создаётся с целью объединения усилий органов государственной власти и отраслевого бизнес-сообщества, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере электроэнергетики, а также иных участников цифровой трансформации для формирования консолидированной позиции по цифровому развитию отрасли. Кроме того, предполагается, что в рамках Ассоциации будут созданы лаборатории по изучению и апробации новых цифровых технологий, оборудования и программного обеспечения, комплексных и платформенных решений для проектов цифровизации электроэнергетики, последующего промышленного внедрения в России и за её пределами.

Формат некоммерческой организации, в котором создана Ассоциация, допускает свободное вступление в неё на принципах открытости других заинтересованных регуляторов и новых организаций – как инфраструктурных участников электроэнергетической отрасли, включая холдинг «Россети», сетевые и сбытовые организации, так других генерирующих компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций.

 

сайт Минэнерго

27.02.2019
Для реализации этой масштабной задачи Российское энергетическое агентство (РЭА) заключило договор с российской компании «Форсайт», одержавшей победу в аукционе на право выполнения соответствующих работ...

Аналитическая подсистема государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) будет доработана с использования исключительно отечественного программного обеспечения (ПО). Для реализации этой масштабной задачи Российское энергетическое агентство (РЭА) заключило договор с российской компании «Форсайт», одержавшей победу в аукционе на право выполнения соответствующих работ. Таким образом, российские производители продемонстрировали готовность предоставить программные продукты, не уступающие по своему функционалу зарубежным аналогам.

Доработка аналитической подсистемы ГИС ТЭК проводится в соответствии с курсом Правительства РФ на импортозамещение ПО и призвана предупредить возможные санкционные риски в данном секторе. Аналитическая подсистема позволит автоматизировать процессы хранения, консолидации, классификации и структурирования информации по всем направлениям ТЭК, обработку данных о состоянии и прогнозе развития отрасли, процессы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений в сфере ТЭК, формирование аналитической отчетности, а также планирование и мониторинг мероприятий ТЭК. В рамках проекта будет обеспечена интеграция аналитической подсистемы в структуру ГИС ТЭК.

В Минэнерго России отметили, что благодаря появлению качественных BI-решений в числе продуктов отечественного ПО, уровень доверия к российскому ПО со стороны государственных структур растет. «Пример перевода ГИС ТЭК на отечественное ПО послужит дополнительным импульсом по переходу федеральных органов исполнительной власти к программным решениям российских IT компаний. С уверенностью можно сказать, что этот случай - удачный пример импортозамещения», - сообщили в ведомстве.

План мероприятий по завершению разработки и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК утвержден министром энергетики РФ Александром Новаком в феврале 2018 г. Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ, ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию должен быть осуществлен до 1 января 2020 года.

 

сайт Минэнерго

22.02.2019
Антимонопольное ведомство подготовило нормативные правовые документы, и направила их в Минэнерго и Минэкономразвития...

Антимонопольное ведомство подготовило нормативные правовые документы, и направила их в Минэнерго и Минэкономразвития.

Очередное заседание рабочей группы по вопросам тарифного регулирования при Экспертном совете в сфере электроэнергетики и ЖКХ при ФАС России было посвящено вопросы распределения перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, а также введения государственного регулирования услуг допуска к линиям электропередач для размещения на них объектов связи.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики Дмитрий Васильев открыл заседание рабочей группы. В своём докладе он подчеркнул остроту проблемы, связанной с неравномерным, а в некоторых случаях, избыточным распределением перекрестного субсидирования при формировании в субъектах Российской Федерации сетевых тарифов на различные уровни напряжения.

«Последние пять лет размер перекрестного субсидирования находится в стабильном значении. В 2018 году общая сумма перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе составила 220 млрд. рублей, причем более её половины пришлось на 16 субъектов Российской Федерации», - сказал Дмитрий Васильев.

Как он отметил, перекрестное субсидирование приводит к росту тарифов электросетевых организаций для потребителей, которые не относятся к населению, и присоединены на разных уровнях напряжения.

«Региональный тарифный орган определяет сетевой тариф для каждого уровня напряжения в своем субъекте и вправе дополнительно его увеличить, в целях учета в конечных тарифах величины перекрестного субсидирования. В результате неравномерного распределения перекрестного субсидирования установленный в регионе размер тарифа на определенном уровне напряжения может в несколько раз отличаться в большую сторону относительно экономически обоснованного значения. На практике встречаются очень серьезные отклонения – в десять раз и выше», - выразил беспокойство Дмитрий Васильев.

«Столкнувшиеся с такой ситуацией потребители стараются оптимизировать свои издержки на электроэнергию и снизить потребление из региональных сетей. Как правило, это сопровождается уходом потребителей с региональных сетей к федеральной сетевой компании или на собственную генерацию, что, в конечном счете, влияет на необходимость дополнительного роста тарифов в регионе уже в следующем году», - подчеркнул начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС.

Для решения этой проблемы ФАС России разработала проекты нормативных правовых актов: проект постановления Правительства Российской Федерации и Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, которые утверждаются приказом ФАС России.

«Проект приказа прошел общественные обсуждения. Он уже направлен на согласование в Минэкономразвития России и Минэнерго России», - уточнил спикер.

«Суть предложений сводится к нескольким нововведениям. Во-первых, предлагается создать четкий порядок расчета перекрестного субсидирования в регионе: будет определена «ставка перекрестного субсидирования». Эта ставка будет установлена в каждом субъекте Российской Федерации и выражаться в коп/кВтч, а также официально опубликована. Во-вторых, вводится принцип «равномерного распределения» перекрестного субсидирования на каждый уровень напряжения. Хотел бы обратить внимание, что это распределение будет проходить постепенно и в среднесрочный период», - добавил Дмитрий Васильев.

 

сайт ФАС

19.02.2019
После многочисленных нареканий к работе государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ), в которой размещается информация о состоянии и платежах в отрасли по всей стране...

После многочисленных нареканий к работе государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ), в которой размещается информация о состоянии и платежах в отрасли по всей стране, правительство намерено сменить ее заказчика: вместо Минкомсвязи им станет Минстрой, сообщил сегодня вице-премьер Виталий Мутко. Соответствующий законопроект уже готов и согласован. Не исключают в Белом доме и того, что дальнейшем может поменяться и оператор системы — сейчас им является «Почта России».

Вместо Минкомсвязи новым заказчиком ГИС ЖКХ, к которой ранее высказывалось множество претензий, станет Минстрой — как заявил сегодня на заседании межведомственной рабочей группы по ЖКХ вице-премьер Виталий Мутко, такое решение принято Правительством РФ. Законопроект об этом уже подготовлен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Отметим, такая смена куратора системы обсуждалась еще в сентябре 2018 года — как рассказывал тогда в интервью “Ъ” замглавы ведомства Андрей Чибис, это связано с тем, что именно Минстрой отвечает за отрасль и нуждается в том, чтобы она работала (см. “Ъ” от 11 сентября).

После смены заказчика ГИС ЖКХ в правительстве не исключают и назначения нового оператора системы — пока им является «Почта России». «Но где ЖКХ, а где почта?» — задался вопросом Виталий Мутко. По его словам, предложения уже поступают от энергоснабжающих организаций и банков. «Но нужно для начала определиться, насколько мы можем в сферу управления ГИС привлекать частный бизнес и строить систему на принципах государственно-частного партнерства, а после этого принять решение о привлечении соинвестора. Либо же мы будем самостоятельно все это содержать, финансировать и вести»,— отметил вице-премьер.

Напомним, с середины 2017 года система начала полноценную работу (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые планируется подключить в июле этого года) — тогда у организаций в сфере ЖКХ возникла обязанность по размещению информации в системе. За невыполнение этого требования с 2018 года введена ответственность в виде штрафов — бизнес пытался приостановить действие этих положений, однако добился только снижения размера санкций. В июне 2018 года комиссия РСПП по ЖКХ предприняла новую попытку добиться наведения порядка в ГИС, попросив отсрочки штрафов до середины 2019 года. Среди ключевых нареканий предпринимательского сообщества к ГИС ЖКХ — «ее функционал зачастую не обеспечивает возможность исполнения обязанностей по размещению информации», в частности, из-за частых сбоев в работе и непредсказуемой скорости загрузки данных.

Как отмечается в сообщении аппарата вице-премьера, по данным на 13 января практически все поставщики информации в ГИС ЖКХ зарегистрировались — все органы власти и управляющие компании,

98,7% ТСЖ и ЖСК, а также 99,5% ресурсоснабжающих организаций. В системе размещена информация о 99,8% многоквартирных и 99,3% жилых домов.

Через ГИС ЖКХ передано 2,5 млрд. фактов оплаты ЖКУ. Однако пока нельзя сказать о доверии граждан к системе — к ней подключилось всего 5% населения (2,8 млн. из 140 млн. человек), при том, что власти позиционируют ее как удобную для населения: с ее помощью потребители могут проверить задолженность за услуги ЖКХ, передать показания приборов учета, оплатить счета и проверить наличие лицензии у управляющей компании. Однако интерфейс системы сложно назвать удобным для пользователя, он требует заполнения большого количества форм, при этом база данных зачастую не содержит необходимой информации.

В самом Минстрое “Ъ” сообщили о планах по проведению полного аудита содержащейся в системе информации — в рамках дорожной карты по переходу к целевой модели эксплуатации и развития ГИС ЖКХ (разработана совместно с Минкомсвязи). «ГИС ЖКХ в будущем должна стать ресурсом, на котором будут собраны наилучшие практики регионов в части создания региональных информационных систем ЖКХ»,— заверяют в ведомстве.

 

Коммерсант

07.02.2019
Госдума РФ 6 февраля 2019 года приняла в первом чтении законопроект, который вносит в законодательство понятие микрогенерации и создает условия для ее развития...

Госдума РФ 6 февраля 2019 года приняла в первом чтении законопроект, который вносит в законодательство понятие микрогенерации и создает условия для ее развития. Документ был разработан Минэнерго РФ и оформлен как правительственный законопроект, его подготовкой занимались с весны 2017 года.

Предполагается, что после принятия поправок в закон "Об электроэнергетике" население сможет после установки микрогенерирующих установок (мощность до 15 кВт) продавать избыточную электроэнергию, выработанную установкой, в сеть. По замыслу разработчиков, это должно стимулировать установку солнечных, ветряных, водных и других станций в частном секторе, но не станет способом заработка, так как, по сути, заработать на этом существенную сумму будет невозможно.

Чтобы продавать не потраченную на нужды домохозяйства электроэнергию, выработанную, например, ветряком или солнечными модулями на крыше частного дома (многоквартирных домов законопроект не касается), нужно будет технически присоединить объект микрогенерации к местным сетям, а также заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция на основе ВИЭ. Особенности этого процесса будут прописаны в отдельных документах правительства.

По мнению члена комитета Госдумы по энергетике Ивана Медведева, стоит также предусмотреть некие стимулирующие меры для владельцев генераторов на дизельном топливе, чтобы они могли получить, например, субсидию для покупки солнечных модулей или ветряков, сделать гибридную станцию и снизить стоимость энергоресурсов для выработки электроэнергии.

 

sozd.duma.gov.ru

07.02.2019
Опасения сильного ценового шока из-за увеличения НДС с начала года не подтвердились: исходя из оценок индекса потребительских цен (ИПЦ) Росстата за январь, влияние роста налога — по нижней границе ожиданий ЦБ...

Опасения сильного ценового шока из-за увеличения НДС с начала года не подтвердились: исходя из оценок индекса потребительских цен (ИПЦ) Росстата за январь, влияние роста налога — по нижней границе ожиданий ЦБ. Годовая инфляция января — 5%, пика она, предположительно, достигнет в марте. Моментом повышения цен, кроме производителей продовольствия, смогли воспользоваться поставщики услуг, общественного транспорта, образовательных услуг и туризма. Отмечен и превысивший инфляцию рост цен на стройматериалы.

Сводка Росстата по динамике ИПЦ в январе 2019 года несколько успокоила аналитиков — прирост цен за месяц составил 1%, это меньше, чем можно было ожидать исходя из еженедельных замеров инфляции. В годовом измерении ИПЦ составил 5%, также немного ниже ожиданий (5,1% по нескольким консенсус-прогнозам). Опубликованная одновременно сводка ИПЦ за первую неделю февраля позволяет предполагать, что шок от роста НДС переоценен (и, видимо, в большей степени, чем ожидалось, реализован в декабре 2018 года — инфляционные ожидания оказались реактивнее, чем ИПЦ, см. “Ъ” от 4 февраля), уже в начале февраля суточный прирост цен был вдвое ниже январского, первая неделя месяца дала прирост ИПЦ в 0,1%. Исходя из грубых оценок, основанных на динамике базовой инфляции в январе (4,1% против 3,7% в декабре), вклад повышения НДС в рост ИПЦ в прошлом месяце составил около 0,5% — это нижняя граница оценок ЦБ.

Из-за статэффектов локального максимума годовая инфляция должна достигнуть в марте 2019 года.

Ранее ЦБ оценивал ее на пике в 6% и выше, сейчас аналитики, например Deutsche Bank (отметим, еще до публикации цифр по ИПЦ за январь), ожидают ее в марте на уровне 5,8%, но январские данные могут позволить пересмотреть и эти прогнозы. Напомним, высокая инфляция января за пределами влияния НДС определялась преимущественно фронтальным удорожанием продовольствия. Картина за месяц немного другая: в измерении год к году небазовая инфляция более чем вдвое превысила небазовую инфляцию 2018 года. В январском увеличении цен преуспели в основном поставщики коммунальных услуг (год к году рост на 6,8%), пассажирского транспорта (5,9%), а также нерегулируемого сектора — образования (9,5%), услуги зарубежного туризма год к году подорожали на 9,5%, хотя в январе как раз подешевели на 0,6%.

Индекс цен на услуги год к году в январе 2019 года составил 5%, это лишь немногим меньше продовольственного (5,5%).

Отметим, что список наиболее дорожающих в измерении год к году групп товаров и услуг, за исключением туризма, достаточно точно совпадает с наиболее уязвимыми и неэластичными потребностями нижней части «среднего класса» по доходам: растущая стоимость образования и здравоохранения, транспорта (вкупе с ценами на топливо, выросшими за год на 10%) и ЖКХ могут вызывать существенно большее недовольство, чем это можно было бы предполагать из агрегированных цифр. Медленный рост цен на алкоголь, электронику, одежду и спорт вряд ли будет рассматриваться этой частью населения как полноценная компенсация. Наконец, в январском ИПЦ обращает на себя внимание рост цен на стройматериалы — вероятно, оживление в строительстве не является чисто статистическим феноменом, и рост спроса на стройматериалы при ограниченности их предложения отражается в ценах.

С большой вероятностью февральская инфляция также будет ниже сегодняшних предположений. От заседания совета директоров ЦБ в пятницу по ключевой ставке большинство ждет нейтрального решения с жесткой риторикой для охлаждения высоких инфляционных ожиданий. Однако важно, что в последних комментариях аналитики, в том числе в прогнозе Capital Economics, уже обсуждают возможность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2019 года, притом что допускают и один шаг ее увеличения 7 февраля. Впрочем, вызывающий опасения ЦБ рост потребкредитования физлиц может, в том числе, стать препятствием для удешевления кредита через низкую ставку.

 

Коммерсант, 07.02.2019

07.02.2019
Минкомсвязи  РФ предлагает обязать использовать для передачи данных от умных электросчетчиков протокол XNB, разработанный в компании «Стриж-Телематика»...

Минкомсвязи РФ предлагает обязать использовать для передачи данных от умных электросчетчиков протокол XNB, разработанный в компании «Стриж-Телематика». А соответствующие сети связи должны будут работать на частотах, выделенных ГЛОНАСС-ТМ - совместному предприятию Игоря Ротенберга, «Ростеха» и АО ГЛОНАСС.

Минкомсвязи предлагает использовать отечественное ПО в интеллектуальных системах учета электроэнергии. Замминистра связи Алексей Соколов направил в Министерство энергетики РФ предложения по установлению требований к форматам и протоколам обмена информацией между информационными системами интеллектуальных систем учета электрической энергии (ИСУЭЭ). Копию письма опубликовал Telegram-канал «Нецифровая экономика».

Передачу данных между ИСУЭЭ предлагается осуществлять в формате XML. Отчетные документы должны будут формироваться в форматах, обозначенных в постановлении Правительства №325 от 23 марта 2017 г: Open Document Format и PDF/A-1.

ИСУЭЭ должны будут поддерживать российские технологии обработки и хранения данных, российское офисное ПО и российские программные средства защиты информации (включая антивирусы и межсетевые экраны). А при удаленном доступе пользователей ИСУЭЭ должны будут поддерживаться российские веб-браузеры.

В готовящийся сейчас проект постановления Правительства «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии» планируется внести требование о том, что в таких системах должно использоваться ПО, внесенное в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Кроме того, решение задач, связанных с защитой от несанкционированного изменения параметров ИСУЭЭ, а также полным или частичным ограничением режима потребления электрической энергии, предлагается осуществляться путем применения схемотехнических решений и криптографических средств защиты информации, сертифицированным в России по требованиям к защите информации.

Передача данных от умных электросчетчиков должна будет осуществляться по протоколу XNB на частотах «ГЛОНАСС-ТМ».

Как отмечают авторы канала «Нецифровая экономика», наиболее важное требование состоит в том, что при организации обмена данными между приборами учета электрической энергии и ИСУЭЭ по радиоканалу обязательно использование энергоэффективных сетей дальнего радуиса действия (Low Power Wide Area Network, LPWAN) на базе протокола XNB (Extended Narrowband).

Эти сети должны быть построены на российском оборудовании в диапазонах частот 863 - 865 МГц и 874 - 876 МГц. Протокол XNB разработан российской компанией «Стриж-Телематика», чьи активы ранее была переданы ООО «Современные Радио Технологии» (СРТ). С 2018 г. СРТ находится под управлением АО «Глонасс-ТМ».

Также в конце 2018 г. Государственная комиссия по радиочастотам выделила«Глонасс-ТМ» частоты в тех же диапазонах: 863 - 865 МГЦ и 874 - 876 МГц.

Кому принадлежит «Глонасс-ТМ»

«Глонасс-ТМ» на 25% принадлежит государственному АО ГЛОНАСС (оператор систем экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС»), на 75% - АО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон»).

РТИТС на 50% принадлежит АО «РТ-Инвест», акционерами которого являются госкорпорация «Ростех» (25,01%), председатель совета директоров «Автоваз» Сергей Скворцов(39,99%) и ООО «Царицын Капитал» (35%, подконтрольна гендиректору РТ-Инвест» Андрею Шипелову).

Оставшиеся 50% акций РТИТС распределены между физическими лицами: предпринимателем Игорем Ротенбергом(23,55%), Андреем Шипеловым(19%) и гендиректором компании Антоном Замковым(7,55%). В настоящее время Игорь Ротенберг и Андрей Шипелов владеют по 45% в ООО СРТ, оставшиеся 10% в компании принадлежат Павлу Старюку. СРТ также является оператором национальной сети передачи телематической информации «Стриж.Net».

В случае утверждения предложенных Минкомсзвязи поправок у СРТ и «ГЛОНАСС-ТМ» будет монопольное право на поставку и обслуживание оборудования на передачи данных с электросчетчиков.

В России ежегодно продается 8 млн. электросчетчиков. С 2022 г. планируется сделать обязательным использованием умных электросчетчиков. Умные электросчетчики от СРТ стоят от 6 тыс. до 11 тыс. руб. В случае утверждения предлагаемых поправок только на оборудование СРТ сможет заработать от 500 млн. руб. в год, не считая стоимости услуг передачи данных, которые будут оплачивать сетевые организации и гарантирующие поставщики.

В пресс-службах Минкомсвязи, Минэнерго и СРТ к моменту публикации не ответили на запросы CNews.

 

cnews.ru

18.01.2019
Новый департамент возьмет на себя обязанность по выдаче лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований энергосбытовых компаний...

Он станет 14-м по счету департаментом в составе министерства.

Минэнерго создаст новый, 14-й департамент, который возьмет на себя обязанность по выдаче лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований энергосбытовых компаний, сообщила заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко на пресс-конференции.

"В министерстве энергетики впервые за долгое время, во-первых, у нас численность увеличивается, а во-вторых, у нас появится новый департамент - департамент лицензирования энергосбытовой деятельности. Теперь в структуре министерства будет не 13 департаментов, а 14. Этот департамент будет осуществлять две основные функции - выдачу лицензии и контроль за соблюдением лицензионных требований", - сказала она.

Бондаренко отметила, что лицензированием и контролем за исполнением лицензионных требований будет заниматься 35 человек.

В настоящее время разработан проект закона, согласно которому с 1 июля 2020 года будет невозможно заниматься энергосбытовой деятельностью без соответствующей лицензии.

 

ТАСС

16.01.2019
Новый принцип формирования ставки перекрёстного субсидирования будет заложен в методику расчёта цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций...

Новый принцип формирования ставки перекрёстного субсидирования будет заложен в методику расчёта цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций (ТСО), разрабатываемую Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Соответствующее уведомление 14 января 2019 года было размещено на regulation.gov.ru.

Сейчас тарифы на электроэнергию для населения ниже фактических затрат энергетиков. Разницу оплачивают промышленные потребители и бизнес. Так, сетевым организациям доплачивают компании, питающиеся от распределённых сетей ТСО.

Перекрёстное субсидирование в субъектах России между потребителями распределяют региональные власти по собственному усмотрению в зависимости от уровня напряжения. При этом на сетях высокого напряжения обычно оказывается крупный бизнес, на который и ложится большая часть перекрёстки.

Ранее в правительстве обсуждали возможность заложить перекрёстное субсидирование в тарифы промышленных потребителей, напрямую подключенных к магистральным сетям. В результате тарифы для промышленности в течение семи лет должны вырасти в 1,5 раза. Эта инициатива была поддержана вице-премьером Дмитрием Козаком на совещании 19 сентября прошлого года. Однако она вызвала сопротивление крупных потребителей, которые называли её возвращением к «последней миле», когда на промышленность возлагали расходы на содержание распределительных сетей, услугами которых она не пользуется. Механизм подразумевал повышенную нагрузку на самых крупных потребителей и был отменён в большинстве регионов в 2017 году.

Базовым принципом распределения перекрёстного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность, говорится в уведомлении ФАС. Ведомство предлагает установить единую ставку перекрёстного субсидирования для потребителей всех уровней напряжения. Как именно будет определяться ставка, в материалах ФАС не уточняется. Представители ведомства и Некоммерческого партнерства ТСО от комментариев отказались. «Россети» и Минэкономразвития на запросы не ответили.

На распределительные сети приходится 80% перекрёстного субсидирования в энергетике, при этом тариф на передачу для населения в три раза ниже тарифа для аналогичных потребителей, получающих электроэнергию на низком напряжении, рассказала аналитик АКРА Наталья Порохова: «По регионам тарифы на передачу для юридических лиц могут различаться в четыре раза, что объясняется по большей части именно разными ставками перекрёстки». Ставка перекрёстного субсидирования снижает цену для населения и увеличивает для промышленности и её изменение может повлиять и на цены для тех и других, но всё зависит от параметров этой унификации, пояснила эксперт.

Инициатива ФАС приблизит ставки тарифов на услуги по передаче к их обоснованным значениям, считает старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. Например, в Ленинградской области введение единой ставки может привести к снижению конечного тарифа для потребителей, подключенных на высоком и среднем уровне напряжения, до 30%. Прозрачное ценообразование позволит снять остроту таких системных проблем, как уход промышленных потребителей от региональных сетей к ФСК или на собственную генерацию, считает г-н Посыпанко: «Но тарифы на низких уровнях напряжения, напротив, вырастут. Для смягчения нагрузки на малый бизнес при введении единой ставки может потребоваться переходный период в 3–5 лет».

Если появится прозрачный и понятный алгоритм расчёта перекрёстного субсидирования, это может стать достижением, считает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв. «Введение единой ставки перекрестки для всех уровней напряжения могло бы частично снизить нагрузку с промышленных потребителей, которые, несмотря на отмену «последней мили», продолжают оплачивать две трети всей перекрёстки в стране, потребляя при этом в распределительных сетях не более половины всей электроэнергии», – заключает он.

 

Ведомости

29.12.2018
АО «Петербургская сбытовая компания» намерено реализовать право, предоставленное Федеральным законом «О кредитных историях», для борьбы с юридическими лицами – злостными неплательщиками за свет...

АО «Петербургская сбытовая компания» намерено реализовать право, предоставленное Федеральным законом «О кредитных историях», для борьбы с юридическими лицами – злостными неплательщиками за свет.

Так, согласно Федеральному закону «О кредитных историях» в случае неисполнения должником в течение 10 дней вступившего в законную силу судебного решения о взыскании платы за коммунальные услуги, организация, в пользу которой состоялось решение суда, вправе передать имеющуюся информацию о неплательщике в бюро кредитных историй. При этом, переданная информация будет храниться в бюро кредитных историй в течение 10 лет и согласие должника на это не требуется. Доступ к кредитной истории может быть получен в установленном законом порядке иными лицами, в том числе банками.

Таким образом, задолженность по оплате электроэнергии может повлечь негативные последствия для финансовой репутации должников, что, в свою очередь, может вызвать отказ кредитной организации от заключения с должником кредитного договора или значительное ухудшение условий кредитования.

 

Сайт АО «Петербургская сбытовая компания»

28.12.2018
По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2018 по 21.10.2018 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных/не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2018 года...

По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2018 по 21.10.2018 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных/не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2018 года. В соответствии с указанным реестром из 253 покупателей-участников оптового рынка финансовые гарантии на декабрь 2018 года были обязаны предоставить 12 покупателей (4,7 % от общего количества покупателей).

Размер месячного прогнозного объема обязательств покупателей, обязанных предоставить финансовые гарантии, в декабре 2018 года составил 1 339,5 млн рублей.

Финансовые гарантии на декабрь 2018 года в полном объеме предоставили 6 покупателей на общую сумму 66 млн рублей, 1 покупатель предоставил финансовые гарантии на декабрь 2018 года не в полном объеме - на сумму 56,2 млн рублей (6,6 %) из 848,2 млн рублей. От 5 покупателей финансовое обеспечение на сумму 425,3 млн рублей не поступило.

В полном объеме и в регламентные сроки обязательства по предоставлению финансовых гарантий на декабрь 2018 года исполнены 5 гарантирующими поставщиками и 1 независимой энергосбытовой компанией в форме обеспечительных платежей.

 

сайт Совета рынка

28.12.2018
В конце декабря АО «АтомЭнергоСбыт» и Системный оператор провели натурный эксперимента по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. В эксперименте приняли участие предприятия сельскохозяйственной и металлургической отраслей...

В конце декабря АО «АтомЭнергоСбыт» и Системный оператор провели натурный эксперимента по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. В эксперименте приняли участие предприятия сельскохозяйственной и металлургической отраслей, а также приборостроительный, судоремонтный, авторемонтный и щебеночный заводы, гостиничный комплекс и предприятия ЖКХ.

В ходе эксперимента потребители из Мурманской, Смоленской и Курской областей, а также Системный оператор и «АтомЭнергобыт» выполняли обмен уведомлениями на снижение потребления в требуемые часы и сроки, а затем обеспечивали необходимое снижение потребления в нужное время. При этом снижение потребления было запланировано в случайные часы из заранее известных часов пиковой нагрузки в энергосистеме. Иногда при этом увеличивалось потребление в другие часы суток, что абсолютно закономерно, ведь управление спросом не тождественно энергоэффективности или просто снижению потребления.

Генеральный директор АО «АтомЭнергоСбыт» Петр Конюшенко отметил: «Энергосбытовые компании могут играть важную роль в качестве агрегаторов управления спросом. Мы знаем каждого потребителя и понимаем его возможности изменять график нагрузки, у нас есть история его потребления электроэнергии. Сегодня мы одними из первых вызвались пилотировать технологию управления спросом розничных потребителей. В управлении спросом мы видим бизнес с серьезными перспективами. За время проведения пилотных проектов мы выйдем и на технологический консалтинг потребителей, и усовершенствуем системы учета электроэнергии, и создадим алгоритмы и технические средства агрегирования нагрузки потребителей, вплоть до бытовых. Этот новый бизнес органично вписывается в стратегию нашей компании в области цифровизации».

Эксперимент стал самым масштабным из серии организованных Системным оператором подобных экспериментов и продемонстрировал полную готовность электроэнергетической отрасли к внедрению управления спросом.

По словам Заместителя Генерального директора – директора по сбыту Концерна «Росэнергоатом» Александра Хвалько, появление технологий управления спросом открывает новую страницу в истории электроэнергетики. «Сегодня впервые появляются реальные условия для того, чтобы потребитель получил возможность активно влиять на баланс в энергосистеме и участвовать в оптимизации работы рынка, перераспределяя свое потребление. Росэнергоатом, являясь генерирующей компанией, тем не менее, планирует развивать направление управления спросом. Ведь снижая нагрузку в пиковые часы, потребители переносят нагрузку из пиковой части графика в базовую, повышая тем самым эффективность выработки электроэнергии атомными станциями и энергосистемы в целом. Если добавить к этому правильные цифровые решения, то заметная доля этого многомиллиардного в перспективе ближайших лет рынка становится для нас все более реальной».

Проведение эксперимента стало итогом деятельности совместной рабочей группы АО «СО ЕЭС», АО «Концерн Росэнергоатом» и АО «АтомЭнергоСбыт» по развитию технологии управления спросом на электрическую энергию (ценозависимого потребления) на розничном рынке.

 

Сайт АтомЭнергосбыта

09.10.2018
У регуляторов энергетики сформировалось мнение о том, что продолжать стимулирование ВИЭ (возобновляемые источники энергии) на прежних принципах — за счет оптового энергорынка — не нужно...

У регуляторов энергетики сформировалось мнение о том, что продолжать стимулирование ВИЭ (возобновляемые источники энергии) на прежних принципах — за счет оптового энергорынка — не нужно. Главы Минэнерго и «Совета рынка» Александр Новак и Максим Быстров недавно публично предлагали альтернативные механизмы поддержки сектора. По некоторым данным, сходная позиция и у Минэкономики, предлагающего развивать ВИЭ в изолированных энергосистемах. Решение о том, как именно стимулировать зеленую генерацию, в итоге должен принять вице–премьер Дмитрий Козак.

Минэкономики считает, что зеленая энергетика уже «в ближайшем будущем» в РФ сможет конкурировать с традиционной генерацией «на общерыночных принципах» и без господдержки, говорится в письме замминистра Михаила Расстригина в Минэнерго, сообщает «Коммерсант», который располагает копией документа. Минэкономики видит основной потенциал развития ВИЭ на изолированных территориях, где сейчас энергоцены доходят до 60 руб. за 1 кВт•ч, или на розничных рынках, в частности в секторе «микрогенерации». Для изолированных территорий Расстригин предложил разработать программу модернизации дизельной генерации на базе ВИЭ.

По данным газеты, позиция Минэкономики — ответ на разосланное ведомствам августовское обращение главы УК «Роснано» Анатолия Чубайса вице–премьеру Дмитрию Козаку. Чубайс отмечал необходимость продолжения поддержки ВИЭ, говоря о том, что к 2024 году, когда завершит действие текущий механизм, технологии зеленой энергетики могут еще не достичь в РФ «стоимостной конкуренции с традиционной генерацией», а оборудование не сможет конкурировать на экспортных рынках. Глава «Роснано», ссылаясь на анализ НИУ ВШЭ, ЦСР и Vygon Consulting, писал о рисках потери 10 тыс. рабочих мест в результате сворачивания производств, а также о расчетном спаде ВВП на 40 млрд. руб. Суммарные инвестиции в зеленую генерацию и производство оборудования до 2024 года он оценил в 640 млрд. руб.

Сейчас поддержка ВИЭ идет за счет повышенных выплат с оптового энергорынка: договоры на поставку зеленой мощности (ДПМ ВИЭ) гарантируют возврат инвестиций за 15 лет. Программа кончается в 2024 году, и инвесторы в ВИЭ с прошлого года активно лоббируют ее продолжение. Ключевым успехом стало упоминание ВИЭ в поручении президента от 12 декабря, где были описаны основные сектора отрасли, которые надо развивать (Владимир Путин согласился на модернизацию ТЭС за счет оптового рынка, добавив туда АЭС, сети и изолированные энергосистемы), напоминает «Коммерсант».

В Минэкономики и Минэнерго изданию отметили, что вопрос о поддержке ВИЭ в стадии обсуждения. Но министр Александр Новак в интервью газете в начале октября говорил, что решение о поддержке не принято. «Мы думаем, что ее нужно продлевать, и обсуждаем параметры по мощности и периоду»,— отмечал он, уточнив, что это может быть субсидирование ставки по кредитам. Министр подчеркнул, что с ростом конкурентоспособности ВИЭ «нагрузка на рынок должна снижаться, в перспективе сойти к нулю». Глава «Совета рынка» Максим Быстров на Российской энергонеделе говорил, что «субсидировать ВИЭ полностью за счет рынка на следующем этапе — неправильный подход», а «энергетики для ВИЭ сделали уже все: собрали деньги с рынка». По его мнению, наиболее логично развитие ВИЭ в изолированных энергосистемах, где ДПМ неприменимы из–за отсутствия оптового рынка.

ВИЭ без поддержки в РФ неконкурентоспособны, считает Наталья Порохова из АКРА, слова которой приводит газеты, так как у нас электроэнергия — «одна из самых дешевых в мире», в частности, из–за дешевого газа. «Анатолий Чубайс в других интервью говорил, что дешевый газ убивает наше энергомашиностроение, новые технологии неконкурентопособны»,— напоминает эксперт. При этом тарифы ВИЭ в России очень высоки, продолжает госпожа Порохова, в два–три раза выше, чем в ЕС. Минэкономики де–факто предлагает искать для ВИЭ конкурентоспособные сегменты, замечает она, но изолированные районы — «очень маленькая ниша, самая оптимистичная оценка рынка — 200 МВт в год».

В сравнении LCOE (приведенная стоимость 1 кВт•ч в расчете на жизненный цикл) ВИЭ и конечного энерготарифа нет смысла, считает Алексей Жихарев из Vygon Consulting, так как в него «зашиты» оплата сетей, перекрестное субсидирование, спецнадбавки оптового рынка (их объем более 480 млрд. руб. в год). «В рынке не выживет ни одна новая электростанция»,— заметил он. ВИЭ на Дальнем Востоке надо развивать, считает господин Жихарев, но вместо замещения дизельгенерации ВИЭ там ввели льготные энерготарифы. «Емкость рынка там с трудом превышает 500 МВт, для стимулирования НИОКР производство оборудования должно быть более 2 ГВт в год»,— говорит он, пишет «Коммерсант».

 

Коммерсант

08.10.2018
Минстрой предпринял новую попытку очистить рынок управления многоквартирными домами от недобросовестных игроков...

Минстрой предпринял новую попытку очистить рынок управления многоквартирными домами от недобросовестных игроков. Предложено исключить возможность учредителей создавать новые управляющие компании (УК) в случае, если ранее они были лишены права на эту деятельность по дискредитирующим обстоятельствам. Для работающих УК обнаружение взаимосвязи с лицами, потерявшими такое право, будет грозить аннулированием разрешения на этот бизнес. Эксперты признают актуальность проблемы «компаний-клонов», но предупреждают, что при формальном подходе могут пострадать и добросовестные участники рынка, создающие группы УК.

Минстрой предлагает ужесточить требования к лицензированию управляющих компаний — проект изменений в Жилищный кодекс размещен на regulation.gov.ru. Новым условием для получения лицензии на управление многоквартирным домом (МКД) станет отсутствие у УК связи с лицом, которое такого права по каким-либо причинам лишилось. Наличие таких связей (вхождение в группу лиц) станет основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании разрешения на управление МКД.

Отметим, что сейчас УК могут лишиться права управления домами в случае совершения двух грубых нарушений — например, при ненадлежащем содержании систем внутреннего газового оборудования и наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (РСО) в течение двух месяцев.

В Минстрое “Ъ” пояснили, что проблема аффилированности с УК, лицензии которых были аннулированы, крайне актуальна — ведомство предлагает механизм исключения с рынка лиц, которые в мошеннических целях образуют группу. «Случаи, когда одни и те же лица входят в состав учредителей или руководителей нескольких УК, встречается весьма часто, и поэтому считаем объективным совокупно оценивать добросовестность и качество их работы»,— рассказывают в ведомстве. Учитываться будет не только связь с лишенными лицензии, но и с лицами, лицензия которых была прекращена по их собственной инициативе. По мнению Минстроя, это позволит предотвратить ситуации, когда недобросовестные УК с неисполненными обязательствами перед жильцами или долгами перед РСО добровольно прекращают свою деятельность.

Глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин важность проблемы «компаний-клонов» подтверждает: «Зачастую учредители получают лицензии на группу компаний, чтобы, когда одну из них лишат права управления домом, на ее месте тут же появилась другая». Однако эксперт задается вопросом: поможет ли предложенная мера, ведь для регистрации таких УК могут находить новых председателей. При этом, предупреждает Алексей Макрушин, «надо найти грань между очевидно криминальными схемами, когда компании дробятся и не платят, и случаями, когда добросовестный бизнес по каким-то причинам создает группу УК».

С ним соглашается исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева: «С одной стороны, есть случаи, когда УК ведут себя отвратительно и их не всегда получается убрать с рынка, с другой — есть серьезные опасения, что власти могут подойти к этому формально». На рынке, поясняет она, работает несколько крупных групп компаний — если одна из УК лишится лицензии, то может пострадать весь холдинг. По мнению Светланы Разворотневой, серия ужесточений деятельности УК дает возможность вести недобросовестную конкурентную борьбу по удалению компаний с рынка по надуманным основаниям.

Отметим, кампания по борьбе с недобросовестными УК ведется Минстроем уже несколько лет: с 2014 года было введено лицензирование их деятельности, которое позволило отсеять 13% организаций. Лицензионный контроль предполагает, что УК имеет право обслуживать только те дома, которые внесены в ее лицензию. По данным государственной информационной системы ЖКХ, сейчас в стране действуют более 21 тыс. лицензий управляющих компаний.

 

Коммерсант

29.03.2018
Эксперты и представители бизнеса в очередной раз раскритиковали предложения Минэнерго РФ и «Россетей» по массовому внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии...

Эксперты и представители бизнеса в очередной раз раскритиковали предложения Минэнерго РФ и «Россетей» по массовому внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме (см. «НГ» от 28.03.18). Новый раунд дискуссий прошел на днях на площадке комиссии РСПП по электроэнергетике.

По мнению Минэнерго, закон даст новый инструмент для борьбы с хищениями электроэнергии. В «Россетях» посчитали: по планам, 14 млн «умных счетчиков», которые полностью охватят весь периметр ответственности компании, позволят снизить потери на 30%. Это якобы совершенно точно даст достаточную финансовую экономию, чтобы профинансировать программу за счет нетарифных источников – собственных и заемных средств. Надо лишь сохранить за сетевыми организациями эту экономию на 10-летний инвестиционный период.

Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, «для этого можно просто внести изменения в закон 261-ФЗ (об энергосбережении и энергоэффективности. – «НГ») – и не надо городить огород с законопроектом, который мы рассматриваем». Правда, даже если оставить сетевым организациям сэкономленную часть тарифа, период окупаемости составит лет 100, уточнил парламентарий. По его мнению, «Россети» умалчивают о некоторых сторонах вопроса. Заявленная компанией цена «оприборивания» – 158 млрд руб., но это лишь часть более глобального проекта «Россетей» по цифровизации электросетевого комплекса стоимостью 1,3 трлн руб. (на деле, полагает Селезнев, он будет стоить в несколько раз дороже). А уже по нему точно возникает дефицит финансирования (см. «НГ» от 06.03.18 и 16.03.18 ). «Россети» предлагают освободить их от льготных техприсоединений, но мы понимаем, что это утопия – не сделает этого президент, – уверен депутат. – Еще одно – введение принципа «бериили плати». Но это сразу нанесет удар по бизнесу. Получить техусловия и выйти на полную заявленную мощность – это разные вещи».

Для исполнения решения президиума Совета законодателей РФ от 24 апреля 2017 года при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта обсуждается вопрос переноса ответственности за организацию учета с граждан на ресурсоснабжающие организации. Это может привести к увеличению перекрестного субсидирования, предупредила председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: «В отношении многоквартирных домов и многих других случаях источником финансирования не может быть экономия сетевых компаний, так как она в этих случаях отсутствует. Если вопрос по гражданам может потребовать решения через сетевой тариф, то, учитывая его предельные ограничения, не исключено, что это увеличит перекрестное субсидирование».

Эксперт не понимает, зачем нужно решать задачу учета за прочих потребителей – юридических лиц: на них в свое время, наоборот, была возложена эта обязанность и заданы определенные требования: «Функционал систем учета, который может потребоваться потребителям, гораздо шире, чем нужен сетевым компаниям. Эти вещи нельзя «зашить» в минимальные требования (к системам учета. – «НГ»), потому что они опциональны. Придется решать задачу два раза – сначала сеть поставит свой прибор учета, а потом потребитель – тот, который нужен ему. Но тогда мы заведомо начинаем увеличивать издержки».

«Существующий порядок организации учета электрической энергии и механизмы, стимулирующие установку приборов учета, достаточны для соблюдения баланса интересов потребителей и энергоснабжающих организаций, а также для повышения эффективности электросетевых организаций в вопросах учета электрической энергии и снижения потерь, – полагает начальник департамента развития розничного рынка и сетей «Сообщества потребителей энергии» Валерий Жихарев. – Создание на базе сетевых организаций единой системы учета электрической энергии и включение расходов на оприборивание отдельных категорий потребителей в тариф на услуги по передаче электрической энергии приведет к росту перекрестного субсидирования. Определение приборов учета сетевых организаций в качестве расчетных удаляет расчетные приборы учета от точек поставки электроэнергии потребителей и ведет к росту разногласий по данным учета, не позволяя снизить потери электрической энергии. Фактически предлагается перенести учет электрической энергии на сторону сетевых организаций, не решая проблему потерь электрической энергии, а перекладывая ее на потребителей услуг по передаче электрической энергии и усиливая монопольное положение сетей».

Директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов отметил, что у потребителей складывается ощущение, что обсуждаемые преобразования планируется провести за их счет: «Между тем объем перекрестного субсидирования, который есть сейчас и который еще предстоит оплачивать, – это серьезные цифры: в сетевом тарифе 229 млрд руб., с которыми мы никак не можем справиться – решение до сих пор не найдено, хотя есть поручение правительства. Расчеты говорят о том, что без роста тарифа для потребителя сделать ничего невозможно. А если рост остается в пределах инфляции, значит, увеличатся «перекрестки». Нужно прописывать какие-нибудь ограничения, чтобы в очередной раз не ударить по потребителям».

Планы «Россетей» вызвали и другие претензии. Например, непонятно, кто должен будет оплачивать потери, возникшие в проблемных зонах, в частности, бесхозяйных сетях. Напомнили представителям Минэнерго и «Россетей» и об указе президента от 21 декабря прошлого года, согласно которому создание монополий в сферах, которые еще не монополизированы, запрещается. Примечательно, что участникам дискуссии – представителям бизнеса, привыкшим оперировать конкретными цифрами – так и не были представлены данные по финансовому эффекту от реализуемых в Калининградской, Ярославской и Тульской областях пилотных проектах «Россетей» по установке «умных счетчиков». Между тем из решения совета директоров компании, состоявшегося 22 декабря прошлого года, следует, что в целом они убыточны – менеджменту было поручено принять меры по выходу на их безубыточную реализацию.

Без ответа остался и вопрос: если «Россети» обладают возможностью за счет нетарифных источников проинвестировать программу стоимостью более чем 1 трлн руб. – означает ли это, что без этой программы нынешний тариф имеет потенциал к снижению на ту же сумму? Для потребителей это отнюдь не праздный интерес: за их счет в энергетической отрасли реализована уже целая серия масштабных проектов (например, договоры предоставления мощности – ДПМ), и им хотелось бы увидеть их плоды. А снижение тарифа – ключевая задача, ради которой все эти проекты осуществлялись. Но никаких альтернатив обсуждаемой программе представлено не было. В связи с чем возникают сомнения – не станет ли она очередным способом решить проблемы отдельных участников рынка без какой бы то ни было пользы для добросовестных потребителей, но за их счет.

 

Независимая газета


Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 17 След. Все