Новости отрасли

 

19.12.2016
Энергосбытовые компании до 1 июля 2017 года должны будут получить лицензии для продолжения своей работы, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства. На нем рассматриваются изменения в закон об электроэнергетике и ряд законодательных актов, предполагающих введение лицензирования...

По словам премьер-министра Медведева Д.А., это не первый случай, когда Правительство РФ возвращается к требованиям по лицензированию.

Энергосбытовые компании до 1 июля 2017 года должны будут получить лицензии для продолжения своей работы, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства. На нем рассматриваются изменения в закон об электроэнергетике и ряд законодательных актов, предполагающих введение лицензирования.

"Согласно законопроекту, уже в 2017 году энергосбытовые компании должны будут действовать на основании лицензии. Обращаю внимание - все, кто хочет и может работать в этой сфере, должны будут получить лицензии до 1 июля следующего года", - сказал Медведев.

По словам премьер-министра, это не первый случай, когда правительство возвращается к требованиям по лицензированию. "Почему это здесь необходимо? К сожалению, мы наблюдаем на рынке много недобросовестных компаний, которые накапливают долги и предоставляют некачественные услуги. Ресурсосберегающий и ресурсоснабжающий бизнес играет одну из ключевых ролей в поставках электроэнергии для собственников жилья и управляющих компаний, для промышленных предприятий. Фактически, от снабжающих компаний во многом зависит качество жизни наших граждан и нормальная работа экономики", - отметил Медведев.

Согласно законопроекту, будут определены основные дополнительные лицензионные требования к компаниям, среди них будут требования по соблюдению определенных финансовых показателей, платежной дисциплины. "Кроме того, законопроектом предполагается внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, а именно - установление ответственности за организацию энергосбытовой деятельности с нарушением лицензии, либо за работу вообще без лицензии", - добавил Медведев.

ТАСС, 19.12.2016

 

12.12.2016
«Россети» будут исполнять функции гарантирующего поставщика (ГП) в регионах, где компания владеет непрофильными сбытовыми активами, до момента появления на них покупателя...

«Россети» будут исполнять функции гарантирующего поставщика (ГП) в регионах, где компания владеет непрофильными сбытовыми активами, до момента появления на них покупателя, заявил на встрече с журналистами в Минэнерго заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

При этом он отметил, что сроки продажи активов смещаются.

«Действительно, все уходит вправо, кандидатов на получение статуса нет. Цену мы пока снижать не планируем, иначе мы фактически отдадим их за бесценок. Будем пока находиться в том ценовом диапазоне. Если никто не появится, пока функции гарантирующих поставщиков исполнять будут “Россети”», – сказал Кравченко.

При этом он не уточнил, о какой сумме идёт речь.

Ранее сообщалось, что «Россети», не получившие свободный доступ на сбытовой рынок, хотят продать гарантирующих поставщиков проблемных регионов, в том числе Северного Кавказа. На аукцион могут быть выставлены гарантирующие поставщики Северного Кавказа – «Севказэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго», «Каббалкэнерго», «Дагэнергосбыт», а также «Калмэнергосбыт», «Тываэнергосбыт», «Псковэнергосбыт» и «Екатеринбургэнергосбыт».

Исторически энергосбыты были переданы сетям при реформе РАО «ЕЭС России» в 2008 г. В первую очередь холдингу достались сбытовые активы на Северном Кавказе, где отмечаются проблемы с неплатежами на розничном энергорынке.

 

ТАСС

09.12.2016
С 1 января 2017 г. "Оборонэнергосбыт" (ОЭС), поставщик электроэнергии для оборонных структур, потеряет статус гарантирующего, его функции перейдут к региональным энергосбытам...

С 1 января 2017 г. "Оборонэнергосбыт" (ОЭС), поставщик электроэнергии для оборонных структур, потеряет статус гарантирующего, его функции перейдут к региональным энергосбытам. Минобороны решило радикально разобраться с вопросом долга ОЭС. На обсуждавшуюся передачу электросетевого "Оборонэнерго" в счет этого долга "Россетям" наложено вето, а ОЭС будет обанкрочен. Кто погасит долги ОЭС перед энергетиками (свыше 11 млрд руб.), стороны не объясняют. В Минэнерго лишь говорят, что их беспокоят долги военных "по всем ресурсам ТЭК".

Вчера замминистра энергетики Вячеслав Кравченко сообщил, что, по информации Минэнерго, энергосбытовой холдинг Минобороны ОЭС подал заявление о прекращении с 1 января выполнения функций гарантирующего поставщика (ГП). Теперь министерство будет предлагать, чтобы группы точек поставки ОЭС перешли к региональным ГП, у которых их изымали при формировании ОЭС. Стандартной процедуры, когда после потери статуса ГП его зону деятельности подхватывают электросети, а потом проводится конкурс на статус нового ГП, решили избежать, пояснил чиновник. Конкурс нецелесообразен: точки поставки ОЭС разбросаны по всей стране, а объемы отпуска энергии невелики.

ОЭС, долги которого энергетикам превышают 11 млрд. руб., готовится к подаче заявления о банкротстве, уточнили источники "Ъ" среди энергетиков, говорят об этом и в "Россетях". Банкротить ОЭС пытаются давно, последнее заявление в ноябре подала Петербургская сбытовая компания "Интер РАО". Нового дела о банкротстве ОЭС с его стороны или аффилированных структур не зарегистрировано, но компания числится в списке истцов в деле о ее банкротстве, возбужденном в октябре 2015 года по заявлению "ТНС энерго Ростов-на-Дону".

На самом деле причины банкротства ОЭС сложнее. Как рассказали отраслевые источники "Ъ", дело в том, что Минобороны решило не передавать свои электросетевые активы "Россетям". Об обсуждении такой схемы "Ъ" рассказывал 10 октября: ее рассматривали на ведомственных совещаниях 7 и 23 мая, а 28 сентября глава "Россетей" Олег Бударгин официально предложил решить проблему задолженности ОЭС перед "Россетями" за передачу электроэнергии на 4,3 млрд руб., получив в счет долга имущество "Оборонэнерго" (на балансе компании находятся электросети Минобороны). Но сейчас, по утверждению военных источников "Ъ", "высшее руководство министерства наложило на потенциальную сделку вето". "Вопрос снят с повестки дня: решено не отдавать достаточно хорошие активы, а приступить к банкротству ОЭС",— говорит один из них.

Но остается вопрос, что делать с долгами ОЭС. Как пояснили в Минэнерго, долг Минобороны на оптовом энергорынке — 1 млрд руб., на розничном — 4,5 млрд руб., перед "Россетями" — 5 млрд руб., перед "Оборонэнерго" — 2,2 млрд руб. В "Россетях" уточнили, что сейчас долг ОЭС холдингу — около 5,5 млрд руб. "Мы отдаем себе отчет в том, что до конца года эта сумма только увеличится",— говорят в госхолдинге.

Именно долги ОЭС "больше всего волнуют" Минэнерго, говорит Вячеслав Кравченко. "Мы очень опасаемся, чтобы не произошло того, что когда-то произошло с РЭУ или "Славянкой" (снабженцы Минобороны, прекратившие деятельность без погашения долгов.— "Ъ")",— говорит он, отмечая, что в ряде регионов ОЭС не расплачивался с контрагентами с начала года. "Ситуация с платежами Минобороны вызывает у нас большую озабоченность, причем по всем ресурсам ТЭКа",— добавил замминистра. По его словам, планируется совещание по вопросу долгов ОЭС с участием Минобороны. В самом министерстве вчера не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

"Если ОЭС подаст иск о банкротстве, мы понимаем риск того, что "Россети" получат неликвидную задолженность, которую, очевидно, придется отнести на убытки",— говорят в холдинге. Источник "Ъ", близкий к нему, добавляет, что для решения вопроса нужно "административное решение на высшем уровне". В самом Минобороны вопрос передачи "Оборонэнерго" все еще остается дискуссионным, утверждает он. Другой источник "Ъ" отмечает, что банкротство и потеря статуса ГП грозит ОЭС также серьезными штрафами за задержку оплаты, денег на которые в бюджете не заложено.

 

Коммерсант

08.12.2016
«Мы за последнее время предприняли ряд действий, направленных на опрозрачивание деятельности сбытовых компаний. Полагаю, что в ближайшем времени будет рассмотрен законопроект о лицензировании деятельности энергосбытовых компаний, где компаниям будут предъявляться совсем другие требования, связанные с платежной дисциплиной и перед генераторами, и перед сетями», — сказал Кравченко

Минэнерго предлагает ужесточить контроль платежей сбытовых компаний перед энергокомпаниями, сообщил журналистам замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.

«Мы за последнее время предприняли ряд действий, направленных на опрозрачивание деятельности сбытовых компаний. Полагаю, что в ближайшем времени будет рассмотрен законопроект о лицензировании деятельности энергосбытовых компаний, где компаниям будут предъявляться совсем другие требования, связанные с платежной дисциплиной и перед генераторами, и перед сетями», — сказал Кравченко.

Кравченко отметил, что вопрос лицензирования сбытовых компаний находится в компетенции правительства. «Мы (Минэнерго. — RNS) пока права на эту функцию не заявляли», — отметил он.

При этом предлагается мониторить общее финансовое состояние сбытовых компаний, с тем, чтобы на рынке не было банкротов.

«Также мы приняли решение пока на уровне "Совета рынка" с тем, что мы будем осуществлять контроль, мониторинг за движением денежных средств, за целевым использованием денежных средств, с тем, чтобы они уходили не куда-нибудь, а направлялись на расчеты с генераторами и сетями», — сказал Кравченко.

Минэнерго рассчитывает, что такой контроль позволит решить вопрос с неплатежами со стороны сбытовых предприятий.

Также Минэнерго предлагает синхронизировать платежи между сетями и гарантирующими поставщиками.

«Дело в том, что у нас есть разрывы в платежах. Есть срок оплаты потребителями услуг гарантирующего поставщика, есть срок оплаты гарантирующим поставщиком своих обязательств перед сетями. Мы попытались все это синхронизировать с тем, чтобы как можно меньше было периодов, когда деньги могут находиться у одного или другого», — сказал замглавы Минэнерго.

Минэнерго рассчитывает, что после рассмотрения в правительстве законопроект будет направлен в Госудму. «Я думаю, что в эту сессию будет принят достаточно легко», — добавил Кравченко.

По его словам, на «Совете рынка» приняли решение, чтобы вводить финансовые гарантии в неценовых зонах.

«Приняли решение вводить финансовые гарантии в неценовых зонах», — сказал Кравченко. По его словам, скоро будут приняты обязывающие документы, и в январе будут введены финансовые гарантии.

 

rns.online

15.11.2016
Каждый месяц в столице проходит множество мероприятий по энергетической тематике. В основном они посвящены либо большой энергетике, либо нефтегазовой отрасли, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты...

Каждый месяц в столице проходит множество мероприятий по энергетической тематике.

В основном они посвящены либо большой энергетике, либо нефтегазовой отрасли, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты.

Несколько в стороне остается промышленная энергетика, для которой, как показывает практика, не работают классические рецепты, и от всех участников процесса требуются инновационные подходы. О проблемах промышленной энергетики и ее роли в большой энергосистеме говорили на Ежегодной конференции и выставке «Генерация энергии-2016: инвестиции, строительство и модернизация». Мероприятие организовала компания Vosctock Capital.

В уникальной ситуации

– По сути, промышленная генерация находится в уникальной ситуации: здесь энергия является не неким конечным продуктом, а лишь частью технологического процесса. Для потребителей – промышленных предприятий энергетика – способ оптимизации затрат и, в конечном итоге, снижения себестоимости своей продукции, что делает ее конкурентоспособной, – подчеркнул директор департамента «Производство энергии и газ» Siemens Николай Ротмистров. – Промышленная энергетика представляет собой сложный процесс, требующий серьезных усилий от всех участников рынка. Например, поставщики оборудования сталкиваются с другими техническими спецификациями, другими требованиями по надежности, экологии, промышленной безопасности, нередко даже другими стандартами. Ко всему прочему, не хватает подрядчиков, реализующих такие проекты: здесь требуется серьезная инженерная работа по привязыванию энергообъектов к существующей инфраструктуре промышленных предприятий. Для финансовых институтов такая энергетика – тоже совершенно новый продукт, предполагающий не просто обеспечение неких банковских кредитов, а серьезных пакетов финансирования, которые требуют страхования рисков и умения обеспечить возврат инвестиций в условиях нестабильности.

Интересная ситуация складывается в правовом поле: промышленная энергетика выпала из государственного регулирования. Непростые у этой сферы отношения и с регулятором: с одной стороны, промышленную энергетику воспринимают как хороший и надежный резерв, к которому можно обратиться в экстренном случае, с другой – как головную боль, ведь работать приходится с относительно малым источником электроэнергии.

Задать правила игры

Советник президента «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» Виктор Кудрявый обратил внимание коллег на то, что к настоящему моменту в энергетике сложилась достаточно тревожная ситуация:

– Сегодня бытует ошибочное мнение относительно того, что наличие избыточных резервов электрической и тепловой генерации позволяет нам лет десять спать спокойно. На самом деле меня беспокоит, что мы не предпринимаем должных мер в то время, когда серьезный кризис уничтожает созидательный сектор в электроэнергетике: прежде всего, я имею в виду науку, энергомашиностроение, конструирование, проектирование, строительство, монтаж, наладку. Кроме того, если разобраться, почти все резервные избыточные мощности, о которых так много говорится, по сути, являются мощностями устаревшей генерации, – говорит эксперт.

Он также посетовал на падение объемов инвестиций в отрасль, подчеркнув, что если доля электроэнергетики в удельных затратах превышает 15 процентов, для повышения конкурентоспособности предприятиям стоит рассматривать вопрос строительства собственной генерации.

– На данный момент в крупных странах – США, Германии каждый шестой киловатт производится на распределенной генерации. Это единственная возможность обеспечить конкурентоспособность нашей промышленности, других альтернатив я не вижу. Российской промышленности нужна очень эффективная, конкурентная энергетика. В противном случае мы не сможем конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, что неизбежно повлечет за собой серьезное технологическое отставание, – уверен Виктор Кудрявый.

Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая поддержала коллег, отметив, что сегодня выгодно строить распределенную генерацию, поскольку она позволяет сэкономить на сетевом тарифе, да и в мире развитие этих технологий остается одним из устойчивых трендов.

– Пока сетевая энергетика воспринимает собственную генерацию как некоего врага сложившейся системы, поскольку любое уменьшение полезного отпуска электроэнергии вследствие того, что потребитель построил свой объект генерации, перестал платить сетям, по экономике избыточных резервов ложится приличным грузом на всех остальных потребителей, – говорит госпожа Невмержицкая. – Основное опасение относительно распределенной генерации связано с тем, что ее широкое распространение приведет к необходимости увеличения тарифной нагрузки на всех остальных потребителей. Это и есть главная головная боль Министерства энергетики России.

В то же время собственная генерация действительно имеет необоснованные преимущества в части оплаты сетевого тарифа, и оплата только за фактическое потребление воспринимается другими игроками рынка как нечто несправедливое, ведь даже используя свою энергетическую установку, потребитель не отключается от общей сети, рассчитывая в случае останова собственного оборудования получить электроэнергию из внешней сети. В этой части справедливо, по мнению Натальи Невмержицкой, ставится вопрос относительно необходимости оплаты резервов сетевых мощностей.

– Если мы хотим системно развивать распределенную энергетику в контексте национальной технологической инициативы и утвержденной дорожной карты EnergyNet, нам придется создавать более прозрачные условия оплаты резервов со стороны распределенной генерации. Это снимет опасения, существующие сейчас в части возможных тарифных последствий в отношении всех остальных потребителей, создаст долгосрочное пространство для принятия решений, потому что многие строящиеся объекты генерации не учитывают этот фактор, считая экономию в рамках текущих правил, – убеждена она. – Кроме того, в дорожной карте EnergyNet обозначен пункт, согласно которому Мин-энерго должно в короткие сроки разработать модель розничного рынка, предполагающую высокую роль распределенной генерации. Словом, нам необходимо задать долгосрочные правила игры, чтобы инвестор понимал возможные последствия.

Когда одного желания недостаточно

Руководитель проектов НТЦ ЕЭС (МО) Алексей Пахалков считает, что мы еще не в полной мере понимаем масштаб тренда распределенной энергетики, который с течением времени приобретает все большее значение.

По мнению спикера, этот тренд связан не только со стремительным развитием технологий, интеллектуальной энергетики, миниатюризацией технических устройств управления производством и потреблением электроэнергии, но и с серьезной долей сетевой составляющей инфраструктурных платежей большой энергетики и себестоимостью электроэнергии для промышленных потребителей.

– Справедливости ради нужно отметить, что государство начинает поворачиваться лицом к этому тренду, что подтверждает в том числе утверждение дорожной карты EnergyNet, предполагающей улучшение инвестиционной среды для распределенной энергетики, – констатирует господин Пахалков.

НТЦ ЕЭС, занимаясь проектами в этой области, обратило внимание на то, что в большинстве случаев распределенная энергетика развивается не самим промышленным предприятием, а, скорее, ввиду необходимости, когда такое предприятие вынуждено привлекать внешних инвесторов, поскольку не имеет возможности или не заинтересовано вкладывать собственные средства в его развитие. В то же время есть специализированные организации, имеющие необходимые компетенции в этой сфере и готовые интегрироваться, создавать некий пул потребителей, инвесторов для реализации проектов по распределенной энергетике. Тем не менее одного желания недостаточно, они сталкиваются с препятствиями, в первую очередь, правового характера, не позволяющими им интегрироваться. Есть и другие препятствия: сохранение сетевой составляющей, когда инвестор и потребитель находятся на разных сторонах; запрет на совмещение видов деятельности в энергетике, а именно запрет на совмещение генерации и оказание услуг по передаче. Эти ограничения вызваны тем, что существующее правовое регулирование выстроено в логике большой энергетики, когда крупные станции распределяют электроэнергию для потребителя, а не наоборот, когда потребитель создает локальные источники энергии для себя. Пытаясь обойти такие препятствия, потребители и инвесторы придумывают различные схемы, кривые модели структурирования своих отношений, которые являются высокорисковыми и зачастую не привлекают, а отпугивают инвесторов от таких проектов.

Алексей Пахалков сообщил, что НТЦ ЕЭС совместно с СО ЕЭС работает над концепцией организационно-правовой платформы для таких инвестпроектов. Идея в том, чтобы максимально удовлетворить интересы потребителей и инвесторов, желающих развивать распределенную генерацию, и соблюсти интересы большой энергосистемы, чтобы интегрируемые объекты распределенной генерации не влияли на надежность ее работы.

Одним из направлений работы такой организации могло бы стать самоограничение микроэнергосистемы, когда остается связь с большой системой, но на небольшую мощность, которая закрывала бы минимальные потребности в пиковые периоды загрузки, а основной объем потребления покрывался бы объектами собственной генерации.

 

газета «Энергетика и промышленность России»

11.11.2016
Основными темами президентской комиссии по ТЭК, заседание которой намечено на 23 ноября 2016 г., станут развитие электроэнергетики, деятельность компаний с учетом влияния налогообложения и ситуации на валютных рынках, а также поддержка нефтепереработки...

Основными темами президентской комиссии по ТЭК, заседание которой намечено на 23 ноября 2016 г., станут развитие электроэнергетики, деятельность компаний с учетом влияния налогообложения и ситуации на валютных рынках, а также поддержка нефтепереработки, говорится в документах к заседанию, имеющихся в распоряжении РИА Новости.

По вопросу развития электроэнергетики с докладами выступят министр энергетики РФ Александр Новак, гендиректор "Россетей" Олег Бударгин, председатель правления "Интер РАО" Борис Ковальчук, глава "Русгидро" Николай Шульгинов и гендиректор "Сибирской угольной энергетической компании" Владимир Рашевский.

Второй вопрос повестки заседания — "о результатах деятельности компаний топливно-энергетического комплекса с учетом влияния системы налогового и таможенно-тарифного регулирования и ситуации на валютных рынках, а также мерах поддержки отечественной нефтепереработки". По этому вопросу запланированы доклады главы "Роснефти" Игоря Сечина, Новака, министра финансов Антона Силуанова, гендиректора "Зарубежнефти" Сергея Кудряшова, который также является руководителем рабочей группы по вопросам ТЭК.

По третьему вопросу — "об исполнении ранее принятых комиссией решений" — с докладом выступит замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

 

ПРАЙМ

09.11.2016
Соответствующий проект приказа об утверждении цен на электроэнергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, размещен на портале проектов нормативных актов...

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) рассчитала тарифы на электроэнергию и мощность для «вынужденной генерации» на 2017 год. Соответствующий проект приказа об утверждении цен на электроэнергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, размещен на портале проектов нормативных актов.

ФАС рассчитывает цены по каждому генерирующему объекту, исходя из типовых затрат на содержание 1 МВт мощности и экономически обоснованных затрат на производство электроэнергии.

«Инвестиционная составляющая в тарифах 2017 года не предусмотрена», — отмечается в документе.

Цена продажи мощности «вынужденной генерации» определяется с учетом прогнозной прибыли от продажи электроэнергии. При этом указанная цена не может превышать цену, по которой осуществлялась продажа мощности по итогам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме в предыдущем году.

Вынужденной признается генерация, которая не может быть остановлена, поскольку от нее зависит работа отдельных участков энергосистемы, или она необходима для теплоснабжения населенных пунктов. «Вынужденные» не прошли конкурентный отбор мощности.

 

rns.online

14.10.2016
Минэнерго РФ предлагает упростить выход на рынок электроэнергии розничным потребителям, новую модель розничного рынка представил начальник отдела развития нормативной базы отрасли департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России, организованной ассоциацией "НП "Совет рынка"...

Минэнерго РФ предлагает упростить выход на рынок электроэнергии розничным потребителям, новую модель розничного рынка представил начальник отдела развития нормативной базы отрасли департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России, организованной ассоциацией "НП "Совет рынка".

Сейчас для потребителей существуют ограничения по мощности при покупке энергии на оптовом рынке. Напрямую электроэнергию у ее производителей покупают только крупные потребители. Для остальных на оптовом рынке энергию закупают в большом объеме энергосбытовые компании и потом продают ее на розничном рынке небольшим потребителям.

Либерализация

По словам Максимова, ведомство предлагает снять ограничения по мощности потребителей для покупки электроэнергии на розничном рынке. Покупатель и продавец энергии в таком случае будут заключать свободный договор купли-продажи энергии.

Такие потребители, как пояснил Максимов, должны будут заключить отдельный договор с электросетевой компанией на передачу энергии. При этом Минэнерго предлагает не вводить для таких потребителей обязанность устанавливать дорогостоящие автоматические системы контроля и учёта энергии (АСКУЭ), а ограничиться требованием установки почасовых "счетчиков".

"По сути, мы хотим дать возможность потребителю выбирать любого поставщика", — пояснил Максимов.

Для потребителя при такой системе, с одной стороны, появляется возможность отказаться от услуг сбытовой компании и, соответственно, сэкономить на оплате ее услуг. С другой стороны, компании-потребителю потребуются специалисты для работы на энергорынке.

Минэнерго также предлагает создать коммерческого оператора на розничном рынке, который в том числе будет контролировать, достоверные ли данные об объемах потребления передают потребители. За предоставление недостоверных данных предлагается ввести штрафные санкции и обязанность в течение определенного периода вернуться к работе со сбытовой компанией.

Много вопросов

У участников энергорынка предложения Минэнерго пока вызывают больше вопросов. Многие из них касаются механизма коммерческого учета потребления электроэнергии. Производители энергии предлагают все же обязать потребителей устанавливать АСКУЭ, но, по словам Максимова, Минэнерго хочет предоставить потребителям возможность работать с привычными приборами учета.

Потребителей волнует, будут ли заинтересованы производители энергии в заключении с ними свободных договоров. Часть участников конференции считает, что новая модель розничного рынка может привести к росту разногласий по учету потребления электроэнергии.

Вопросы энергосбытовых компаний касались выпадающих доходов и планирования закупок электроэнергии в условиях, когда потребители смогут свободно отказываться от работы с ними.

 

РИА Новости/Прайм

11.10.2016
Долги населения за услуги ЖКХ за год выросли еще на 10 процентов, достигнув отметки в 275 миллиардов рублей...

Долги населения за услуги ЖКХ за год выросли еще на 10 процентов, достигнув отметки в 275 миллиардов рублей. Сама по себе сумма внушительная, но есть и хорошая новость: темпы роста неплатежей начали снижаться, отмечают эксперты.

В общей сумме россияне должны различным организациям - банкам, телекоммуникационным компаниям, страховщикам и микрофинансовым организациям - свыше 1,3 триллиона рублей. Долги ЖКХ по объему занимают второе место. Их доля составляет 22 процента, уточняется в исследовании. "Секвойя кредит консолидейшн". Самые большие "хвосты" граждане имеют по платежам за такие услуги, как тепло, вода и электроэнергия.

В числе причин того, что долги за ЖКХ продолжают накапливаться, авторы исследования называют сразу несколько факторов.

Во-первых, рост тарифов за коммунальные услуги при снижении реально располагаемых доходов населения. Во-вторых, несоответствие цены и качества услуг. Кроме того, задержка платежей часто происходит из-за забывчивости собственников. В первую очередь это касается тех, у кого в собственности больше двух квартир, в одной из которой никто не живет. Хотя нужно отметить, что подобные ситуации характерны в основном для крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска. Так что представление о том, что должниками за ЖКХ являются только малообеспеченные или асоциальные граждане, не соответствует действительности. Более половины тех, на чьей совести есть неплатежи, в состоянии оплачивать квитанции вовремя и в полном объеме, констатируют эксперты.

Более половины тех, на чьей совести есть неплатежи за ЖКХ, в состоянии оплачивать квитанции вовремя

Между тем долги за ЖКХ - более серьезная проблема, нежели может показаться на первый взгляд, отмечает Елена Докучаева, президент "Секвойя кредит консолидейшн". Из-за неплатежей ресурсоснабжающие организации не получают достаточно средств для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования, что в свою очередь сказывается на качестве услуг и вызывает недовольство потребителей. Получается замкнутый круг.

Впрочем, темпы роста задолженности за ЖКХ в этом году начали сокращаться. Авторы исследования связывают это с мерами по укреплению платежной дисциплины, которые были приняты государством. Напомним, в начале 2016 года начал действовать механизм начисления пени за просрочку: начиная с 31-го дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а начиная с 91-го дня - из расчета 1/130 ставки.

 

Российская газета

10.10.2016
Как выяснил "Ъ", "Россети" могут решить проблему долга "Оборонэнергосбыта" за передачу электроэнергии на 4,3 млрд руб., получив в счет этого долга электросетевые активы Минобороны...

Как выяснил "Ъ", "Россети" могут решить проблему долга "Оборонэнергосбыта" за передачу электроэнергии на 4,3 млрд руб., получив в счет этого долга электросетевые активы Минобороны. Способ передачи активов пока не выбран. По мнению экспертов, "Россети", получив контроль над сетями оборонного ведомства, не смогут существенно улучшить платежную дисциплину, но увеличат свой денежный поток.

Один из крупнейших неплательщиков на энергорынке "Оборонэнергосбыт" (ОЭС, структура Минобороны, закупающая электроэнергию) разработал схему по частичной реструктуризации долгов. Сейчас ОЭС должен за электроэнергию на оптовом рынке около 9 млрд руб., кроме того, само Минобороны должно гарантирующему поставщику еще 2,47 млрд руб.

Около 4,33 млрд руб. за передачу электроэнергии, из которых 3,9 млрд руб. просрочено. Как выяснил "Ъ", эти долги предлагается погасить через передачу "Россетям" сетевых активов Минобороны, сконцентрированных в "Оборонэнерго". Такую возможность поручено проработать по итогам совещаний, прошедших в Минобороны 23 мая и 7 сентября. По данным "Ъ", 28 сентября Олег Бударгин направил заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову письмо (есть у "Ъ"), где предлагает рассмотреть передачу электросетевых активов Минобороны "Россетям" "либо в виде объектов электросетевого имущества, либо в форме передачи прав собственности на акции АО "Оборонэнерго" в счет имеющейся задолженности или через механизм дополнительной эмиссии акций в уставный капитал "Россетей"". О своем интересе к активу господин Бударгин заявлял еще в 2014 году, отмечая, что "Россети" не откажутся взять "Оборонэнерго" в управление, "если им предложат".

"Оборонэнерго" осуществляет передачу, распределение электроэнергии, организацию энергоснабжения воинских частей, подведомственных Минобороны. На 99,99% принадлежит "Гарнизону" (объединяет структуры бывшего "Оборонсервиса"), оставшиеся акции у государства. В 2015 году выручка "Оборонэнерго" по РСБУ — 15,5 млрд руб., чистая прибыль — 79,6 млн руб., стоимость основных средств — 10 млрд руб.

В Минобороны отказались прокомментировать возможную передачу активов "Россетям". В "Россетях" напомнили, что в рамках заключенного с "Оборонэнерго" в 2015 году соглашения о взаимодействии обсуждают с Минобороны варианты совместной эксплуатации объектов электросетевого комплекса. "На данном этапе обсуждается участие предприятий "Россетей" в обеспечении внешнего электроснабжения новых объектов Минобороны",— уточнили в пресс-службе компании.

Основной интерес "Россетей" в этой сделке — начать решение проблем долгов, считает Наталья Порохова из АКРА. Консолидация электросетевых активов Минобороны на базе "Россетей" автоматически не улучшит платежную дисциплину, но даст госхолдингу дополнительный денежный поток, полагает Федор Корначев из Райффайзенбанка. "Чем больше сетей находится под управлением "Россетей", тем это выгоднее для группы: это позволяет лучше контролировать ситуацию с котловым тарифом",— считает он.

"Оборонэнергосбыт" в первом полугодии начал было снижать свои долги, но к середине августа платежная дисциплина снова ухудшилась. Сложность для контрагентов ОЭС в том, что они практически лишены рычагов воздействия на "неотключаемые" объекты Минобороны.

Еще одна мера по расшивке долгов ОЭС, оглашенная на совещаниях,— переход на заключение структурами Минобороны прямых договоров с гарантирующими поставщиками (ГП; ключевые энергосбыты регионов). Совещание по этому вопросу должно было пройти в начале октября, но до сих пор не состоялось. В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) идею поддерживают, но, по словам главы ассоциации Натальи Невмержицкой, необходимо определить, как будет погашена уже накопленная "Оборонэнергосбытом" задолженность перед ГП.

 

Коммерсант

05.10.2016
Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая рассказала о ключевых аспектах развития распределенной генерации в России на пленарном заседании конференции «Генерация энергии 2016: инвестиции, строительство и модернизация»...

Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая рассказала о ключевых аспектах развития распределенной генерации в России на пленарном заседании конференции «Генерация энергии 2016: инвестиции, строительство и модернизация».

По словам главы Ассоциации ГП и ЭСК, системное развитие электроэнергетики в контексте дорожной карты EnergyNet, которая помимо прочего подразумевает разработку Министерством энергетики модели розничного рынка с широким участием распределенной генерации, требует создания более справедливых и прозрачных условий оплаты сетевых резервов для владельцев собственных источников энергии. Это снимет опасения, которые существует у регулятора по поводу увеличения тарифной нагрузки на остальных потребителей, а также создаст долгосрочные сигналы для принятия инвестором решения о строительстве распределенной генерации.

Также необходимо изменить точку зрения системы на распределенную генерацию при подготовке долгосрочных планов развития электроэнергетики. Строительство локальной генерации должно учитываться как средство оптимизации инвестиционных программ и вводов сетевых мощностей и крупных энергоблоков, а не так, как это происходит сейчас, когда планы развития строятся с учетом резервирования под объекты распределенной генерации, что приводит к увеличению издержек.

«Не стоит считать распределенную генерацию врагом большой энергетики, а нужен их симбиоз, который должен быть обеспечен на уровне правил игры и долгосрочного развития», - подчеркнула Наталья Невмержицкая.

 

Ассоциация ГП и ЭСК

04.10.2016
Российская энергосистема должна развиваться в соответствии не только с рыночной конъюнктурой, но и с технологическими вызовами. Для этого система электросетей должна значительно «поумнеть», что предполагает максимальное использование новых технологий, в первую очередь IT-сектора...

Российская энергосистема должна развиваться в соответствии не только с рыночной конъюнктурой, но и с технологическими вызовами. Для этого система электросетей должна значительно «поумнеть», что предполагает максимальное использование новых технологий, в первую очередь IT -сектора. Российские компании уже начали пилотные проекты, в частности, «Россети» провели апгрейд энергосистемы в двух районах Калининградской области.

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное заседание президиума Совета при президенте России, посвященное модернизации и инновационному развитию. На этот раз темой стала так называемая «умная энергетика». В данном случае речь шла об EnergyNet – новой модели энергосети и энергорынка, которая должна отвечать быстро изменяющимся рыночным условиям. Ее основной идеей является модернизация электросетевого комплекса на принципиальной ином технологическом уровне, предполагающим, в частности, тесное взаимодействие с IT -сектором. Для этого, в первую очередь, нужно и новое оборудование.

На заседании рассматривалась «дорожная карта» EnergyNet, которую Медведев назвал амбициозным проектом. «Компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, становятся зачастую лидерами рынка, – отметил премьер. – За последние годы производственные технологии шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам».

Эти системы, по словам Медведева, должны быть надёжными и в то же время гибкими, обеспечивая качественное, бесперебойное снабжение энергией. Но для этого необходима возможность подключения к ним различных типов генерации, возобновляемых источников энергии и тех, которые используют другие ресурсы.

Как отметил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер, «умная энергетика», помимо прочего, дает прямой экономический эффект в виде снижения избыточной резервируемой мощности, что идет на пользу потребителям.

По его словам, рынки EnergyNet растут гораздо быстрее, чем рынки традиционной «большой» энергетики, причем в первую очередь рост демонстрируют сегменты, избранные целевыми в «дорожной карте».

Например, сегмент надежных и гибких электросетей, в который входит интеллектуальное коммутационное оборудование (ИКО) и информационные системы управления им, интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы, которые в будущем станут реальной альтернативой сбытовым организациям.

В качестве примера Текслер привел первый этап проекта, который начали в Калининграде «Россети» совместно с «Таврида электрик». Речь идет о цифровой электроэнергетической сети, состоящей из так называемых реклоузеров (интеллектуальные коммутационные аппараты) и систем управления и учета энергии.

Новые технологии позволят на 25% снизить стоимость владения сетью и не менее чем на 50% уменьшить потери в ней. Кроме того, в «умной» сети более чем на 70% снизится аварийность.

В заседании, на котором утвердили «дорожную карту», также принимали участие главы и самих энергетических компаний: «Россетей», «СО ЕЭС» и «РГК-1». Возглавляющий «Россети» Олег Бударгин намерен активно участвовать в реализации «дорожной карты», которая, по его словам, является совершенно новой стратегией энергетики. «Созданная сегодня единая энергетическая система – отличная база для реализации EnergyNet, которая обеспечит равенство всех потребителей в реализации своих запросов, — заявил он. — В то же время EnergyNet – это эволюционная предпосылка к созданию электроэнергетической системы будущего, которая сформирована российской наукой и российской промышленностью».

По словам официального представителя «Россетей» Дмитрия Бобкова, «Россети» уже внедряют новые технологии. Упоминавшийся проект в Калининградской области позволил создать на базе Мамоновского и Багратионовского района систему распределенной автоматизации сетей с использованием реклоузеров. Инновации позволяют автоматически определять и изолировать поврежденный участок, сохраняя электроснабжение в основной части сети. И если ранее оперативно-выездная бригада энергетиков производила более пяти выездов для поиска и ликвидации нарушения, на что уходило более 6 часов, то теперь выезд требуется лишь один, при этом время работы составляет менее часа. Кроме того, ранее при аварии отключалось 20-30 трансформаторных станций и без электроэнергии оставались до трех тыс. человек, а сейчас их количество снизилось более чем в три раза.

 

Газета.ру

03.10.2016
Министерство экономического развития РФ не исключает специальной схемы индексации тарифов в электроэнергетике РФ, чтобы снизился объём перекрёстного субсидирования в секторе, сообщил журналистам замглавы ведомства Николай Подгузов...

Министерство экономического развития РФ не исключает специальной схемы индексации тарифов в электроэнергетике РФ, чтобы снизился объём перекрёстного субсидирования в секторе, сообщил журналистам замглавы ведомства Николай Подгузов.

«Мы сделали свои предварительные предложения — принципы (вычисления) „целевая инфляция — инфляция минус“. В каких-то случаях может в энергетике мы, может быть, предложим варианты, чтобы „перекрёстка“ уменьшалась», — сказал он, передает ПРАЙМ.

 

BigpowerNews

16.09.2016
Ситуацию с задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и меры по укреплению платежной дисциплины в сфере ЖКХ обсудили 15 сентября члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России...

Ситуацию с задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и меры по укреплению платежной дисциплины в сфере ЖКХ обсудили 15 сентября члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России. В обсуждении приняли участие представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства министерства.

Участники заседания отметили важность создания прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, обеспечения гарантированного поступления средств потребителей на счета ресурсоснабжающих организаций, усиление платежной дисциплины и совершенствование договорных отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг.

С целью обеспечения прозрачности платежей за коммунальные услуги предлагается установить требование об использовании специального банковского (номинального) счета исполнителями коммунальных услуг, напрямую указывать в платежном документе банковские реквизиты ресурсоснабжающей организации либо создавать информационно-расчетные центры для расчетов в сфере ЖКХ без возможности аккумулирования и расщепления ими принимаемых денежных средств граждан.

«Тема долгов в сфере ЖКХ одна из самых актуальных, - отметил руководитель комиссии, исполнительный директор Ассоциации ЖКХ "Развитие" Алексей Макрушин, - и главная задача, которую необходимо решить – чтобы платежи граждан доходили до ресурсоснабжающих организаций».

Предложения по совершенствованию договорных отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг предусматривают переход к прямым договорам между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, которые будут заключаться с лицом, представляющим интересы собственников многоквартирного дома. Предлагается предоставить право ресурсоснабжающей организации расторгать договор с исполнителем коммунальных услуг и переходить на прямые договоры в случае наличия задолженности исполнителя коммунальных услуг.

Одной из мер по повышению платежной дисциплины граждан члены комиссии считают установление правила «долги следуют судьбе помещения в многоквартирном доме», что означает переход к новому собственнику неисполненных обязательств по оплате услуг ЖКХ предыдущего владельца.

 

сайт Министерства строительства РФ

15.09.2016
До 15 сентября 2016 г. Минэнерго РФ завершило первый этап обсуждения концепции системы ответственности сетевых организаций перед потребителями. Были собраны мнения участников рынка, свести их воедино планируется к началу октября, а уже с 1 декабря ведомство планирует запустить пилотные проекты по внедрению новой системы в нескольких регионах...

До 15 сентября 2016 г. Минэнерго РФ завершило первый этап обсуждения концепции системы ответственности сетевых организаций перед потребителями. Были собраны мнения участников рынка, свести их воедино планируется к началу октября, а уже с 1 декабря ведомство планирует запустить пилотные проекты по внедрению новой системы в нескольких регионах. Как сообщили «Перетоку» в пресс-службе министерства, проект постановления Правительства РФ о проведении подобного эксперимента находится на согласовании департаментов Минэнерго.

Детали системы министерство пока не комментирует, ссылаясь на отсутствие итоговой концепции. Но уже сейчас ясно, что отвечать сетевикам придётся рублём и напрямую перед потребителем. «В случае нарушения сетевыми организациями индивидуальных показателей надёжности и качества услуг потребители, пострадавшие от действий сетевой организации, будут получать денежные компенсации за счёт средств от штрафных санкций, налагаемых на сетевые организации», – говорится в материалах Минэнерго.

Для того чтобы рассчитать меру ответственности, предполагается создать перечень индивидуальных показателей надёжности и качества услуг по передаче электроэнергии.

Параметры качества услуг энергоснабжения существуют и сейчас. Например, они закреплены в постановлении правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – допустимый перерыв в энергоснабжении составляет не более 2 часов (если есть резервирование; 24 часа – там, где резервных мощностей нет), а отклонений в частоте и напряжении не допускается вообще. В этом же документе прописаны последствия: за каждый час несоответствующего требованиям энергоснабжения тариф за конкретный период регулирования снижается на 0,15%.

Почему система не работает сейчас

Система учёта отклонений действительно есть, но она носит общий, неиндивидуальный характер и на практике мало сказывается на величине тарифа, в результате потребитель продолжает платить полную стоимость услуги, даже если её качество не соответствует требованиям. «На сегодняшний день тариф на услуги по передаче не может быть уменьшен или увеличен в отношении конкретного потребителя из-за надёжности и качества поставляемой электроэнергии», – говорит зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов. У государства есть возможность снизить общую тарифную выручку сетевой компании не более чем на 3% в зависимости от выполнения плановых показателей надёжности и качества. «Однако зачастую возникает вопрос достоверности предоставляемой информации, потому что данные о фактических и плановых значениях предоставляются самими сетевыми компаниями и, как правило, в результате размер тарифа на услуги по передаче из-за показателей надёжности и качества не уменьшается», – отмечает Р. Гайфутдинов.

На эту проблему указывает и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Чтобы новая система ответственности заработала, сбор информации о нарушениях должен производиться независимой организацией, отмечает он. «Возможно, расчётами будет заниматься «Системный оператор», так как нужен объективный арбитр. Но проблема в том, что «Системный оператор» «видит» только сети 110 кВ и выше, а 35 кВ и ниже не видит. То есть надо систему как-то перестраивать (чтобы «Системный оператор» мог собирать данные о нарушениях. – Прим. ред.)», – говорит эксперт. Преимущество «Системного оператора» в том, что он наблюдает систему энергоснабжения в реальном времени, в то время как, например, Ростехнадзор может рассматривать нарушения в сети только постфактум.

Постановление правительства, в котором пойдёт речь о создании новой системы, должно также регламентировать «порядок установления ответственности виновных субъектов электроэнергетики за нарушение этих показателей», говорится в материалах Минэнерго. Сейчас у потребителя, который хочет взыскать ущерб, полученный от некачественных услуг по энергоснабжению, нет иного выбора, как обратиться в суд. При этом ответчиком будет выступать гарантирующий поставщик (ГП) или энергосбытовая компания, с которой у потребителя есть договор, а не энергокомпания, непосредственно ответственная за нарушение. «В дальнейшем ГП в порядке регрессного требования может обратиться с иском к сетевой организации с требованием о возмещении возникших у него убытков в связи с ненадлежащим исполнением сетевой компанией договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Однако спор может быть разрешён и не в пользу гарантирующего поставщика, так как истцу необходимо доказать, что возникновение убытков ГП вызвано действием или бездействием сетевой компании. При этом расследованием причин аварий в электроснабжении занимаются сами сетевые компании и у ГП могут возникать проблемы с получением необходимых документов», – поясняет Р. Гайфутдинов.

Каким образом будет решён вопрос разграничения ответственности между участниками рынка электроэнергии при создании новой системы, пока не определено. Нет ясности и с распределением средств, полученных от сетевых компаний в виде штрафов, между потребителями, которые пострадали от нарушений энергоснабжения.

«Возможно, речь будет идти о некоем досудебном разрешении споров, – говорит С. Пикин. – Но скорее всего, постановление будет решать не проблему возмещения ущерба конкретному потребителю, а системно – вопрос контроля качества услуг, предоставляемых сетевыми организациями». По словам директора Фонда энергетического развития, эксперимент по внедрению системы ответственности – часть более общих изменений, грядущих в регулировании сетевых компаний. Как ожидается, с 2018 года Минэнерго при расчёте тарифов начнёт учитывать показатели SAIDI (индекс частоты возникновения перебоев в энергоснабжении) и SAIFI (индекс средней продолжительности перебоев), которые сейчас предоставляются регулятору сетевыми организациями в качестве информации. Логика властей в том, что сетевые компании получают огромные средства на инвестиции (на ближайшие пять лет совокупная инвестпрограмма «Россетей» оценивается в 1,17 трлн рублей) и государство хочет знать, что показатели надёжности и качества энергоснабжения при таких затратах не снижаются, а по возможности улучшаются, отмечает С. Пикин.

С точки зрения потребителей, контроль должен выражаться в жёсткой зависимости размера тарифа от качества предоставляемых услуг. «Лучшая мировая практика предполагает существование понятия качества услуг для электросетевых компаний, и соблюдение этого качества влияет на стоимость. То есть в мире есть понимание, что за качество надо платить», – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Возможно, в России будет создано что-то вроде тарифного меню, позволяющего потребителю самостоятельно выбирать, какой уровень качества и надёжности энергоснабжения для него достаточен. Соответственно, если потребитель требователен к качеству и платит за него по высокому тарифу, сетевая компания обязана будет нести соответствующую финансовую ответственность за нарушение параметров, предполагает Н. Порохова.

Сети не пострадают

На данном этапе сложно оценить последствия готовящихся в Минэнерго изменений. Очевидно, что прежде всего должны выиграть потребители. «С введением новой системы ответственности потребителю должно стать проще наказывать сетевую организацию за ненадлежащее качество электроэнергии», – говорит первый зампред правления Ассоциации ГП и ЭСК Елена Фатеева, добавляя, что необходимо найти баланс между требованиями к сетевикам, размеру штрафа и тем, что должен будет сделать для внедрения системы потребитель (установить прибор учёта, постоянно измеряющий качество электроэнергии, и т. д.).

Для сетевых компаний новая система ответственности вряд ли обернётся значительными потерями в размере тарифа, полагает С. Пикин. Качество и надёжность энергоснабжения в России и так находятся на уровне развитых стран, добавляет он.

 

Переток.ру

14.09.2016
Сбербанк запустил Расчетный информационный центр (РИЦ), который будет рассчитывать начисления ЖКХ, печатать и доставлять квитанции населению, обеспечивать сбор платежей, а также распределять и перечислять средства ресурсным организациям – поставщикам жилищно-коммунальных услуг...

Сбербанк запустил Расчетный информационный центр (РИЦ), который будет рассчитывать начисления ЖКХ, печатать и доставлять квитанции населению, обеспечивать сбор платежей, а также распределять и перечислять средства ресурсным организациям – поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Об этом «Ведомостям» рассказал управляющий директор платежей и переводов Сбербанка Игорь Мамонтов.

Сейчас конечные получатели платежей – тепло- и водоснабжающие организации, энергосбытовые компании и т. д. – получают лишь часть причитающихся им средств, основная причина – платеж проходит через множество посредников, объясняет Мамонтов. Идея проекта Сбербанка – в создании расчетных центров и инфраструктуры, обеспечивающей переводы платежей ресурсным организациям напрямую. Сбербанк будет зачислять платежи на их счета или на счет управляющей компании (УК) за ее услуги. Такая технология называется «расщепление платежей», говорит Мамонтов: «Мы подписываем договор напрямую с ресурсной организацией через РИЦ, который действует в определенном субъекте страны. Если такая организация подписала договор, то не важно, каким образом клиент совершает платеж – он может обратиться в любой банк в регионе, а средства поступают на наш транзитный счет и далее на счет ресурсной организации, где бы он ни был открыт».

Население – пользователь дисциплинированный и вносит около 98% платежей, но не все эти деньги доходят до ресурсных организаций, добавляет он. Когда платежи идут через УК, то часто бывает так, что жители платят, например, за тепло, а УК, наделавшая долгов, не перечисляет средства поставщикам услуг, объясняет исполнительный директор ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин. У добросовестных УК тоже могут быть сложности с перечислением средств ресурсным организациям: например, 5% жителей не заплатили, и УК должна отправлять поставщику тепла или электроэнергии всю свою выручку. И УК, и ресурсоснабжающая организация хотят отвечать каждая за свое, резюмирует он.

Сбербанк – не первый

В Москве уже действует Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), который рассчитывает большинство платежей. Финансовый оператор системы ЕИРЦ в Москве – ВТБ, говорит представитель банка: он распределяет платежи за ЖКХ поставщикам услуг и разработал для этого уникальное программное обеспечение.

Во II квартале Сбербанк принял 237 млрд руб. платежей за услуги ЖКХ.

За перевод платежа Сбербанк взимает с ресурсной организации комиссию, но, как правило, существенно меньше 1% от суммы платежа, обещает Мамонтов. Если компания пользуется еще и другими услугами РИЦа, например, расчетом начислений ЖКХ, печатью и доставкой квитанций, то комиссия будет чуть выше. РИЦы Сбербанка уже работают в Белгородской, Астраханской, Кемеровской, Калужской, Кировской, Вологодской, Тульской, Иркутской и Орловской областях и республике Марий Эл. «Мы идем только в те регионы, где нет своих РИЦов и платежи «нецивилизованные», – объясняет Мамонтов.

Жилищный кодекс разрешает собственникам жилья решить на общем собрании, что их платежи пойдут прямиком в ресурсоснабжающую организацию, говорит ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. Жилищно-коммунальные услуги потребителю продает УК – по идее, она и должна решать, как распределять платежи, объясняет он. В некоторых регионах есть расчетные центры-монополисты и УК вынуждены работать с ними, хотя могли бы рассчитывать платежи и самостоятельно, уверен Гордеев. РИЦ – неплохой механизм, но когда они превращаются в навязываемую сверху нерыночную монополию, то качество их услуг ухудшается, предостерегает он.

Сбербанк уже подписал меморандум о сотрудничестве с «Россетями». По мнению представителя «Россетей», РИЦы повысят прозрачность расчетов и контроль за движением денежных средств, устранят посредников, которые накапливают долги перед поставщиками ресурсов. Сейчас на розничных рынках электроэнергии гарантирующие поставщики рассчитываются с сетевыми организациями по остаточному принципу и на 1 августа совокупная задолженность по оплате за оказанные группой «Россети» услуги составила 138 млрд. руб.

 

Ведомости

05.08.2016
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в июле 2016 года выросли на 4,1%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в четверг...

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в июле 2016 года выросли на 4,1%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в четверг.

За январь-июль 2016 года тарифы ЖКХ выросли на 4,8%. В июле 2015 года тарифы ЖКХ увеличились на 7,1%, в январе-июле 2015 года - на 8,8%, а в целом за прошлый год они повысились на 10,1%.

До 2012 года основной рост тарифов на услуги ЖКХ традиционно приходился на первый месяц года. Но в 2012 году в связи с переносом повышения регулируемых федеральных тарифов на газ и электроэнергию с 1 января на 1 июля регионам тоже было рекомендовано повысить тарифы ЖКХ с 1 июля - поэтому скачок тарифов происходит с середины года.

В этом году в среднем повышение тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля составило 4%, что значительно ниже, чем в июле 2015 года (тогда в среднем тарифы на ЖКХ повысились на 8,3%).

По сравнению с июлем 2015 года тарифы ЖКХ выросли в июле 2016 года на 6,0%.

 

ИНТЕРФАКС

01.08.2016
Министерство энергетики  РФ против объединения энергосбытовых и сетевых компаний. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» в пятницу, 29 июля...

Министерство энергетики РФ против объединения энергосбытовых и сетевых компаний. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» в пятницу, 29 июля.

«Если мы отдадим это [энергосбыт – прим. ред.] сетям, издержки будут расти. Возвращать сбыты в сети – это не совсем правильно», – сказал он, передает ТАСС. По словам министра, соединений функций сетевых компаний и энергосбытовых компаний неправильно, потому что это разные виды деятельности и это снизит эффективность работы сетевого комплекса.

«Мы будем двигаться в направлении развития конкуренции среди энергосбытовых компаний. Чтобы они могли выходить на оптовый рынок и давать возможность потребителю снижать издержки по покупке электроэнергии, – отметил Новак. – Если мы отдадим это сетям, издержки будут расти».

В ходе реформы электроэнергетики в России в 2002–2008 гг. было ликвидировано РАО «ЕЭС России», на базе которого были созданы генерирующие, электросетевые и энергосбытовые компании.

Между тем, в мае текущего года «Генерирующая компания» Татарстана высказала идею объединить производство, сбыт и передачу электроэнергии на базе одной компании.

Пилотным регионом предлагался, в том числе Татарстан.

 

BigpowerNews

29.07.2016
Минэнерго РФ разработало проект постановления Правительства РФ, направленный на дальнейшее усиление платежной дисциплины в электроэнергетике, соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов...

Минэнерго РФ разработало проект постановления Правительства РФ, направленный на дальнейшее усиление платежной дисциплины в электроэнергетике, соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Федеральный закон об укреплении платежной дисциплины действует с начала 2016 года. Но часть его положений вступает в силу позже, требуя разработки дополнительных нормативных актов.

Одной из проблем отрасли несколько лет являются взаимные долговые претензии электросетевых и энергосбытовых компаний, потребителей. При передаче электроэнергии по сетям возникают потери, как правило, из-за изношенности самих сетей, поэтому изначально на оптовом энергорынке энергия покупается с запасом на эти потери.

Оплачивают их частично сетевые компании, а частично — сбытовые или потребители. При этом для потребителей и сбытовиков потом на стоимость потерь уменьшается оплата услуг сетевых компаний по транспортировке электроэнергии. При том, что в январе этого года, по данным Минэнерго, сбытовые компании задолжали сетевым 100 миллиардов рублей, сети должны были сбытам за компенсацию потерь 60 миллиардов рублей.

В разработанном Минэнерго документе предлагается, передает ПРАЙМ, чтобы сетевые компании полностью сами покупали на оптовом рынке запас энергии на потери. Сбытовые компании и потребители, в свою очередь, будут оплачивать полную стоимость услуг по транспортировке энергии.

Минэнерго в опубликованном проекте также предлагает обязать всех владельцев объектов по производству электроэнергии мощностью 25 МВт и более получить статус субъекта оптового энергорынка и продавать всю производимую электроэнергию на оптовом рынке.

 

BigpowerNews

25.07.2016
Правительство РФ утвердило внесение в правила ОРЭМ понятия «ценозависимого потребления электроэнергии и мощности» и «ценозависимого снижения потребления»...

Правительство РФ утвердило внесение в правила ОРЭМ понятия «ценозависимого потребления электроэнергии и мощности» и «ценозависимого снижения потребления», следует из документа, размещенного на сайте кабинета министров.

Так, в перечень основных понятий правил ОРЭМ добавлен "покупатель с ценозависимым потреблением" - покупатель электрической энергии и мощности, являющийся участником оптового рынка, осуществляющий самостоятельное планирование потребности в электрической мощности и принявший обязательство в отношении определенной группы точек поставки обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии".

«Ценозависимое снижение покупки электроэнергии» определено как "снижение объема покупки электрической энергии покупателем с ценозависимым потреблением при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед на величину, заявленную таким покупателем". Понятие "ценозависимого снижения потребления мощности" утверждено как "снижение потребления мощности покупателем с ценозависимым потреблением, определяемое на основании величин, по которым таким покупателем принято обязательство обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии, с учетом выполнения таким покупателем <...> требований к готовности к ценозависимому снижению объема покупки электрической энергии".

В постановлении прописаны условия для снижения потребления и особенности определения и участия в торговле на оптовом рынке покупателей с ценозависимым потреблением до 2020 года.

Согласно пояснению на сайте Правительства РФ, внесенные изменения дадут промпотребителям стимулы для поддержания баланса производства и потребления за счёт изменения суточного профиля потребления электроэнергии. По сути, речь идет о появления у потребителей возможности добровольного краткосрочного изменения графика собственного потребления.

Эти изменения затронут конкурентный отбор мощности (КОМ): теперь участники энергорынка смогут подавать заявки в него с указанием планируемого объема снижения потребления. "По факту отбора заявки в КОМ они принимают на себя обязательства по снижению потребления со специальными требованиями по обеспечению готовности энергопринимающего оборудования к такому снижению. В результате выполнения обязательств, принятых на себя участником оптового рынка, объём покупки мощности, формируемый по итогам месяца в отношении такого участника, снижается на учтённый при проведении КОМ объём ценозависимого снижения потребления", - объясняется механизм влияния demand response на КОМ. По сути, не весь объем ценозависимого потребления сможет быть отобран в КОМ - объем ограничен 0,2%-0,75% от спроса на мощность.

Согласно документу, Минэкономразвития и Минэнерго вместе с "Системным оператором" должны проанализировать результаты внедрения механизма до 1 июля 2018 июля и представитель правительству свои предложения по совершенствованию механизма ценозависимого снижения потребления.

Мероприятия, направленные на создание механизма ценозависимого потребления, ранее уже упоминались в долгосрочной программе развития "Системного оператора". Согласно данным на сайте компании, механизм demand response, по сути, означает "управление спросом" и подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления. Управление спросом является эффективным инструментом для снижения цен на рынки в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. "При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию", - отмечают специалисты оператора.

"Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями", - заключается в материалах "СО ЕЭС".

 

ИНТЕРФАКС


Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 ... 17 След. Все