Новости отрасли

 
16.07.2013

Гарантированный платеж

С 1 июля начила работать система фингарантий на оптовом рынке электроэнергии. Покупатели, допускающие просрочки, теперь не допускаются к торгам без поручительства от генератора или гарантии от одного из 13 аккредитованных банков. Однако на практике оказалось, что той энергосбытовой компании, которой гарантии действительно необходимы, получить их не так просто.

С 1 июля на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) официально начила работать система финансовых гарантий, призванная уменьшить задолженность покупателей электроэнергии – прежде всего гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых компаний (ЭСК), перед генераторами. С этого момента в прежнем режиме смогут работать только покупатели, не допустившие ни одной просрочки в платеже в течение 8 контрольных дат с 25 марта по 21 мая. Максимальное допустимое отклонение, не нарушающее положительную платёжную историю, изначально составляло один день, на который можно было однократно просрочить платёж. Позже по инициативе НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) этот срок был увеличен до трёх дней, кратность осталась неизменной. Необходимость увеличения этого срока НП мотивировало тем, что не во всех случаях просрочка допускается по вине плательщика, зачастую – по вине банка или смежных организаций.

Для всех, кто не может подтвердить свою безупречную платёжную историю, требуется финансовая гарантия. Она может представлять собой как гарантию банка, так и поручительство участника рынка (им может быть генератор с совокупной мощностью по всем ГТП от 100 МВт), а также свободный двусторонний договор. Размер гарантии – прогнозный месячный объем покупки на РСВ и БР. Положения, связанные с введением СФГ, вступили в силу 21 февраля, в марте-апреле АТС и ЦФР проводили тестирование системы. На момент, когда регламентное оформление системы сформировалось в общем виде, – осенью 2012 года при совокупной задолженности на ОРЭМ в 42 млрд руб, – 54% покупателей имели недостаточно качественную платежную историю, чтобы продолжать работать без гарантий.

Те энергосбытовые компании, которым не продадут без гарантий электроэнергию в июле, должны были предоставить гарантии до 24 июня. Дальше сроки будут строже – гарантии должны предоставляться до 15 числа месяца, который предшествует месяцу покупки, а если эту дату покупатель пропустил, в течение следующих десяти дней он всё еще может представить гарантию, однако уже не на один, а на два месяца вперед. Чуть более щадящий режим для июля был утверждён набсоветом «Совета рынка» ровно 24 июня – поскольку ни сбыты не успевали провести все соответствующие корпоративные процедуры, подготовить финансовую документацию и обеспечить раскрытие собственников, ни банки – проверить финансовую состоятельность покупателя для утверждения предоставления гарантии. Если покупатель не предоставил гарантии, он рискует лишиться статуса участника ОРЭМ.

Отношение к системе со стороны всех заинтересованных сторон – скорее положительное, но в некоторых отношениях двойственное. С одной стороны, припугнуть неплательщиков явно удалось. «Фингарантии уже дали свой эффект, – говорил в начале июня председатель правления НП «Совет рынка» Вячеслав КРАВЧЕНКО. – Ситуация на оптовом рынке улучшилась кардинально. Начиная с 1 февраля, когда было принято решение о введении финансовых гарантий, число неплательщиков сократилось до 18%, тогда как раньше их было 53%». В денежном выражении сейчас (на 21 июня) задолженность составляет 49,8 млрд руб., что практически соответствует уровню начала года – задолженность скакнула на 10 млрд руб. в первые два месяца, а потом начала резко падать. Впрочем, «Совет рынка» связывает это не столько с ФГ, сколько с лишением статуса 11 ГП, 8 из которых были исключены из числа участников ОРЭМ как раз впервые два месяца.

С другой стороны, ещё на стадии тестовой обкатки механизма в нём обнаружились заметные недоработки, существенно осложняющие работу ЭСК. Во-первых, это упомянутая выше краткость допустимой просрочки платежа. Во-вторых, что более важно, это повсеместные отказы в выдаче гарантий со стороны банков, аккредитованных в системе (сейчас их 13, в том числе такие представители первой десятки, как Газпромбанк, ВТБ, Альфа-банк).

Эта проблема вытекает из очевидного противоречия: ФГ наиболее актуальны для наименее дисциплинированного плательщика, а наименее дисциплинированный плательщик не устраивает банки. Вследствие этого банки, пытаясь подстраховаться, соглашаются выдать гарантию ЭСК лишь в том случае, если она выполнит дополнительные требования. Среди них – предоставление только покрытой, то есть выдаваемой на условии покупки векселей, гарантии, требование залога в виде недвижимости, транспорта, производственного оборудования, поручительства со стороны собственника сбыта, переноса оборотных средств на расчётные счета в банках-гарантах и выполнения других действий, страхующих гаранта от невыполнения клиентом его платёжных обязательств.

В число везучих сбытов попали те, кто входит в единые холдинги с генерацией и имеет возможность получить поручительство со стороны генкомпании, а также те, кто работает с крупными потребителями и может подтвердить платежеспособность договором. Невезучими оказались те, у кого заметную долю в структуре отпуска занимают потенциальные или действующие неплательщики – неотключаемые потребители, бюджетники, предприятия ЖКХ – прежде всего, ГП. Ни достаточного для удовлетворения банков балансового имущества, ни уставного капитала, сопоставимого с размерами обязательств, у значительной части ГП нет. А при наличии жестких требований к ГП в области платежной дисциплины, такие требования вовсе не распространяются на тех, кто обязан платить ГП. В этой связи ГП заявляют: если от нас требуется предоставление фингарантий на оптовом рынке, не справедливо ли будет обязать наших розничных контрагентов к предоставлению таких же гарантий? Минэнерго в целом согласно с этой позицией. Несмотря на то, что в законопроект, внесённый министерством в апреле, вошел лишь минимальный пакет мер по борьбе с задолженностью, впоследствии «Совет рынка» представил дополнительные требования, которые правительство поручило включить в пакет предложений Минэнерго. Это введение квалифицирующих требований для перепродавцов энергоресурсов, финансовые гарантии, введение ответственности собственников энергоснабжающих или энергопотреблящих объектов.

 

Источник: переток.ру


Возврат к списку