Новости отрасли

 
04.10.2016

На пороге «умной» энергетики. Одобрена «дорожная карта» проекта «умных» электрических сетей EnergyNet

Российская энергосистема должна развиваться в соответствии не только с рыночной конъюнктурой, но и с технологическими вызовами. Для этого система электросетей должна значительно «поумнеть», что предполагает максимальное использование новых технологий, в первую очередь IT -сектора. Российские компании уже начали пилотные проекты, в частности, «Россети» провели апгрейд энергосистемы в двух районах Калининградской области.

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное заседание президиума Совета при президенте России, посвященное модернизации и инновационному развитию. На этот раз темой стала так называемая «умная энергетика». В данном случае речь шла об EnergyNet – новой модели энергосети и энергорынка, которая должна отвечать быстро изменяющимся рыночным условиям. Ее основной идеей является модернизация электросетевого комплекса на принципиальной ином технологическом уровне, предполагающим, в частности, тесное взаимодействие с IT -сектором. Для этого, в первую очередь, нужно и новое оборудование.

На заседании рассматривалась «дорожная карта» EnergyNet, которую Медведев назвал амбициозным проектом. «Компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, становятся зачастую лидерами рынка, – отметил премьер. – За последние годы производственные технологии шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам».

Эти системы, по словам Медведева, должны быть надёжными и в то же время гибкими, обеспечивая качественное, бесперебойное снабжение энергией. Но для этого необходима возможность подключения к ним различных типов генерации, возобновляемых источников энергии и тех, которые используют другие ресурсы.

Как отметил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер, «умная энергетика», помимо прочего, дает прямой экономический эффект в виде снижения избыточной резервируемой мощности, что идет на пользу потребителям.

По его словам, рынки EnergyNet растут гораздо быстрее, чем рынки традиционной «большой» энергетики, причем в первую очередь рост демонстрируют сегменты, избранные целевыми в «дорожной карте».

Например, сегмент надежных и гибких электросетей, в который входит интеллектуальное коммутационное оборудование (ИКО) и информационные системы управления им, интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы, которые в будущем станут реальной альтернативой сбытовым организациям.

В качестве примера Текслер привел первый этап проекта, который начали в Калининграде «Россети» совместно с «Таврида электрик». Речь идет о цифровой электроэнергетической сети, состоящей из так называемых реклоузеров (интеллектуальные коммутационные аппараты) и систем управления и учета энергии.

Новые технологии позволят на 25% снизить стоимость владения сетью и не менее чем на 50% уменьшить потери в ней. Кроме того, в «умной» сети более чем на 70% снизится аварийность.

В заседании, на котором утвердили «дорожную карту», также принимали участие главы и самих энергетических компаний: «Россетей», «СО ЕЭС» и «РГК-1». Возглавляющий «Россети» Олег Бударгин намерен активно участвовать в реализации «дорожной карты», которая, по его словам, является совершенно новой стратегией энергетики. «Созданная сегодня единая энергетическая система – отличная база для реализации EnergyNet, которая обеспечит равенство всех потребителей в реализации своих запросов, — заявил он. — В то же время EnergyNet – это эволюционная предпосылка к созданию электроэнергетической системы будущего, которая сформирована российской наукой и российской промышленностью».

По словам официального представителя «Россетей» Дмитрия Бобкова, «Россети» уже внедряют новые технологии. Упоминавшийся проект в Калининградской области позволил создать на базе Мамоновского и Багратионовского района систему распределенной автоматизации сетей с использованием реклоузеров. Инновации позволяют автоматически определять и изолировать поврежденный участок, сохраняя электроснабжение в основной части сети. И если ранее оперативно-выездная бригада энергетиков производила более пяти выездов для поиска и ликвидации нарушения, на что уходило более 6 часов, то теперь выезд требуется лишь один, при этом время работы составляет менее часа. Кроме того, ранее при аварии отключалось 20-30 трансформаторных станций и без электроэнергии оставались до трех тыс. человек, а сейчас их количество снизилось более чем в три раза.

 

Газета.ру


Возврат к списку