Новости отрасли

15.09.2016

Сетям посчитают некачественную энергию

До 15 сентября 2016 г. Минэнерго РФ завершило первый этап обсуждения концепции системы ответственности сетевых организаций перед потребителями. Были собраны мнения участников рынка, свести их воедино планируется к началу октября, а уже с 1 декабря ведомство планирует запустить пилотные проекты по внедрению новой системы в нескольких регионах. Как сообщили «Перетоку» в пресс-службе министерства, проект постановления Правительства РФ о проведении подобного эксперимента находится на согласовании департаментов Минэнерго.

Детали системы министерство пока не комментирует, ссылаясь на отсутствие итоговой концепции. Но уже сейчас ясно, что отвечать сетевикам придётся рублём и напрямую перед потребителем. «В случае нарушения сетевыми организациями индивидуальных показателей надёжности и качества услуг потребители, пострадавшие от действий сетевой организации, будут получать денежные компенсации за счёт средств от штрафных санкций, налагаемых на сетевые организации», – говорится в материалах Минэнерго.

Для того чтобы рассчитать меру ответственности, предполагается создать перечень индивидуальных показателей надёжности и качества услуг по передаче электроэнергии.

Параметры качества услуг энергоснабжения существуют и сейчас. Например, они закреплены в постановлении правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – допустимый перерыв в энергоснабжении составляет не более 2 часов (если есть резервирование; 24 часа – там, где резервных мощностей нет), а отклонений в частоте и напряжении не допускается вообще. В этом же документе прописаны последствия: за каждый час несоответствующего требованиям энергоснабжения тариф за конкретный период регулирования снижается на 0,15%.

Почему система не работает сейчас

Система учёта отклонений действительно есть, но она носит общий, неиндивидуальный характер и на практике мало сказывается на величине тарифа, в результате потребитель продолжает платить полную стоимость услуги, даже если её качество не соответствует требованиям. «На сегодняшний день тариф на услуги по передаче не может быть уменьшен или увеличен в отношении конкретного потребителя из-за надёжности и качества поставляемой электроэнергии», – говорит зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов. У государства есть возможность снизить общую тарифную выручку сетевой компании не более чем на 3% в зависимости от выполнения плановых показателей надёжности и качества. «Однако зачастую возникает вопрос достоверности предоставляемой информации, потому что данные о фактических и плановых значениях предоставляются самими сетевыми компаниями и, как правило, в результате размер тарифа на услуги по передаче из-за показателей надёжности и качества не уменьшается», – отмечает Р. Гайфутдинов.

На эту проблему указывает и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Чтобы новая система ответственности заработала, сбор информации о нарушениях должен производиться независимой организацией, отмечает он. «Возможно, расчётами будет заниматься «Системный оператор», так как нужен объективный арбитр. Но проблема в том, что «Системный оператор» «видит» только сети 110 кВ и выше, а 35 кВ и ниже не видит. То есть надо систему как-то перестраивать (чтобы «Системный оператор» мог собирать данные о нарушениях. – Прим. ред.)», – говорит эксперт. Преимущество «Системного оператора» в том, что он наблюдает систему энергоснабжения в реальном времени, в то время как, например, Ростехнадзор может рассматривать нарушения в сети только постфактум.

Постановление правительства, в котором пойдёт речь о создании новой системы, должно также регламентировать «порядок установления ответственности виновных субъектов электроэнергетики за нарушение этих показателей», говорится в материалах Минэнерго. Сейчас у потребителя, который хочет взыскать ущерб, полученный от некачественных услуг по энергоснабжению, нет иного выбора, как обратиться в суд. При этом ответчиком будет выступать гарантирующий поставщик (ГП) или энергосбытовая компания, с которой у потребителя есть договор, а не энергокомпания, непосредственно ответственная за нарушение. «В дальнейшем ГП в порядке регрессного требования может обратиться с иском к сетевой организации с требованием о возмещении возникших у него убытков в связи с ненадлежащим исполнением сетевой компанией договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Однако спор может быть разрешён и не в пользу гарантирующего поставщика, так как истцу необходимо доказать, что возникновение убытков ГП вызвано действием или бездействием сетевой компании. При этом расследованием причин аварий в электроснабжении занимаются сами сетевые компании и у ГП могут возникать проблемы с получением необходимых документов», – поясняет Р. Гайфутдинов.

Каким образом будет решён вопрос разграничения ответственности между участниками рынка электроэнергии при создании новой системы, пока не определено. Нет ясности и с распределением средств, полученных от сетевых компаний в виде штрафов, между потребителями, которые пострадали от нарушений энергоснабжения.

«Возможно, речь будет идти о некоем досудебном разрешении споров, – говорит С. Пикин. – Но скорее всего, постановление будет решать не проблему возмещения ущерба конкретному потребителю, а системно – вопрос контроля качества услуг, предоставляемых сетевыми организациями». По словам директора Фонда энергетического развития, эксперимент по внедрению системы ответственности – часть более общих изменений, грядущих в регулировании сетевых компаний. Как ожидается, с 2018 года Минэнерго при расчёте тарифов начнёт учитывать показатели SAIDI (индекс частоты возникновения перебоев в энергоснабжении) и SAIFI (индекс средней продолжительности перебоев), которые сейчас предоставляются регулятору сетевыми организациями в качестве информации. Логика властей в том, что сетевые компании получают огромные средства на инвестиции (на ближайшие пять лет совокупная инвестпрограмма «Россетей» оценивается в 1,17 трлн рублей) и государство хочет знать, что показатели надёжности и качества энергоснабжения при таких затратах не снижаются, а по возможности улучшаются, отмечает С. Пикин.

С точки зрения потребителей, контроль должен выражаться в жёсткой зависимости размера тарифа от качества предоставляемых услуг. «Лучшая мировая практика предполагает существование понятия качества услуг для электросетевых компаний, и соблюдение этого качества влияет на стоимость. То есть в мире есть понимание, что за качество надо платить», – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Возможно, в России будет создано что-то вроде тарифного меню, позволяющего потребителю самостоятельно выбирать, какой уровень качества и надёжности энергоснабжения для него достаточен. Соответственно, если потребитель требователен к качеству и платит за него по высокому тарифу, сетевая компания обязана будет нести соответствующую финансовую ответственность за нарушение параметров, предполагает Н. Порохова.

Сети не пострадают

На данном этапе сложно оценить последствия готовящихся в Минэнерго изменений. Очевидно, что прежде всего должны выиграть потребители. «С введением новой системы ответственности потребителю должно стать проще наказывать сетевую организацию за ненадлежащее качество электроэнергии», – говорит первый зампред правления Ассоциации ГП и ЭСК Елена Фатеева, добавляя, что необходимо найти баланс между требованиями к сетевикам, размеру штрафа и тем, что должен будет сделать для внедрения системы потребитель (установить прибор учёта, постоянно измеряющий качество электроэнергии, и т. д.).

Для сетевых компаний новая система ответственности вряд ли обернётся значительными потерями в размере тарифа, полагает С. Пикин. Качество и надёжность энергоснабжения в России и так находятся на уровне развитых стран, добавляет он.

 

Переток.ру


Возврат к списку